Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста





Статья (подготовительная группа) на тему:
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Неординарный подход к решению различных заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Выготский Л.С. понимал под творческой деятельностью такую деятельность человека, которая создает нечто новое, всё равно – будет ли это, созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущих и обнаруживающихся только в самом человеке.

Творческая деятельность состоит:

  • Гибкости мышления (способность изменять способы решения поставленных в начале задач, выделять существенные из множества признаков);
  • Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новую задачу, затем решить её самостоятельно;
  • Систематичности и последовательности позволяющих людям управлять, контролировать процесс творческого мышления;
  • Способности не бояться придумывать новое и брать ответственность за свои решения.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако, это творчество не реализуется, оно малопродуктивно, ребёнок занимается этим «для себя». Основа активного воображения дошкольника реализуется в игре. Игра переносит его в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство. Детское творчество неповторимо и удивительно в своих замыслах и результатах.

Исследования показали, что без развития воображения невозможна творческая и умственная активность ребёнка. Хорошо развитое воображение обогащает восприятие мира, делает его ярким и запоминающимся. Взрослый должен научить его создавать новые образы, развить у ребенка реализм воображения, воспитать способность к проявлению инициативы и мысленно - практическому экспериментированию.

Выполняя задания, ребенок учится логически рассуждать, находить оригинальные решения, самостоятельно делать выводы, творчески применять полученные знания.

Цель. Развитие творческого мышления через воображение, творчество и фантазию. Для достижения цели поставлены следующие задачи.

  • Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
  • Показать возможность применения нестандартного подхода к решению задач.
  • Развивать гибкость мышления.
  • Учить самостоятельности в выборе решения.

Выготский говорил о том, что творческая деятельность- это естественная деятельность для ребенка

Развивать творческое мышление продуктивно в совместной деятельности с детьми. Работать удобно по подгруппам 10-12 человек.

В работе учитываются возрастные особенности детей; ведущий вид деятельности (игра) и используется яркий стимульный материал.

Цель: Развитие воображения, формирование умения смотреть на предмет с различных точек.

Задачи: Развить чувство принадлежности к группе.

  • Ритуал приветствия.
  • Назовите свое ласковое имя.
  • « Клубочек» (развивает умение действовать согласованно, создает ощущение единства ).

Один ребенок будет выполнять роль «катушки», а все остальные возьмутся за руки. Тот, кто стоит первым пусть дает руку «катушке». У нас получилась ниточка закрепленная на катушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся ниточка не намотается на катушку. Теперь почувствуйте какой у нас получился крепкий, дружный клубок. А теперь мы размотаемся

  • Разминка. Возьмите карандаш, фломастер или краски и нарисуйте с закрытыми глазами закорючку (каракулю). Посмотрите, на что она похожа и дорисуйте ее. Затем нарисуйте еще одну и передайте свой листок соседу справа. Дорисуйте полученную закорючку.

Вопросы - Что нарисовано?

-Что было до этого?

-Как себя чувствует тот, кого нарисовал?

Спросить у хозяина закорючки- «Тебе нравится, как дорисовали твой рисунок?)

  • Нарисуй фантастическое животное и придумай ему имя.

Вопросы: Кто это? Как его зовут? Где он живет? С кем дружит? Хорошо ли ему сейчас? Чего он хочет? Зачем ему рога?

  • Оценка самочувствия.
  • Ритуал прощания.

Оборудование: карандаши, краски, листы, фломастеры, кисти.

Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7лет: Игровые технологии.-М.,ТЦ Сфера, 2005.

Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей. – М. Просвещение,1981.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб. СОЮЗ,1997

Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.-М.,ВЛАДОС,1998

Туник Е.И. Психогимнастика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.,2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер с нем. – М.,Генезис,1998.

Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребёнка: 105 психологических тестов. – СПб. Речь,2004

Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Журнал Веселая Академия. Развиваем воображение. Выпуск 7.

Развитие творческого мышления дошкольников

Подобные документы

Теоретические основы развития дизайна как разновидности творческой деятельности. Детский дизайн, его особенности, типы и виды. Выявление уровня развития творческого мышления дошкольников. Формы и приемы работы по формированию изобразительных способностей.

курсовая работа, добавлен 04.11

Мышление и личность. Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс. Знания и труд - основа мышления. Развитие творческого мышления в учебной деятельности. Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков.

курсовая работа, добавлен 14.02

Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития. Развитие креативности средствами интерпретации. Организация экспериментального исследования. Диагностика творческого мышления студентов-филологов.

курсовая работа, добавлен 02.07

Раскрытие понятия творческое мышление . Особенности творческого мышления. Развитие творческого мышления студентов высшей школы на примере студентов юридического факультета. Расширение творческого потенциала студента. Развитие эстетического чувства.

реферат, добавлен 02.03

Мышление, его виды и характеристики. Творческое мышление и его особенности. Особенности мышления младших школьников. Роль уроков математики в развитии творческого мышления. Критерии оценки творческого мышления.

курсовая работа, добавлен 30.10.2002

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления. Особенности творческого мышления у младших школьников. Содержание обучения и познавательные задачи на уроках окружающего мира, способствующие развитию творческого мышления.

курсовая работа, добавлен 03.08

Особенности создания тренинговой программы по развитию творческого мышления для детей младшего подросткового возраста. Сущность понятия творческое мышление . Основные условия формирования творческого мышления: исследовательское обучение, проблематизация.

дипломная работа, добавлен 14.10

Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Сущностная характеристика театрализованной деятельности дошкольников. Психолого-педагогические условия и методы развития творческого воображения в театрализованной деятельности.

курсовая работа, добавлен 19.02

Исследование особенностей творческого мышления учащихся начальной ступени обучения. Изучение методов развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка. Обзор сущности игровых приемов, имеющих обучающий и развивающий характер.

курсовая работа, добавлен 23.03

Основные условия, в которых мышление ребенка будет развиваться. Особенности мышления в подростковом возрасте. Влияние мотивов на продуктивность мыслительной деятельности. Исследование творческого мышления и мотивации подростков на уроках технологии.

дипломная работа, добавлен 25.05

Психолого-педагогические основы развития творческого мышления детей. Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся. Реализация и анализ использования проблемных ситуаций в методике преподавания математики в начальной школе.

курсовая работа, добавлен 02.10.2004

Проблема мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе. Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. Развитие образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

дипломная работа, добавлен 19.01

Организация и методы исследования младших школьников. Составление информационной психодиагностической карточки Опросник для родителей и учителей . Карта наблюдения за мальчиками и девочками. Результаты диагностики развития творческого мышления детей.

отчет по практике, добавлен 15.03

Развитие творческого воображения дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Возрастные и индивидуальные особенности видов представлений и форм воображения. Экспериментальная работа по диагностике развития творческого воображения дошкольников.

курсовая работа, добавлен 15.10

Информационные технологии обучения, их применение в развитии творческого мышления. Формы и методы работы, развивающие способности. Подходы к стимулированию и развитию творческой активности. Развитие качеств, характеризующих дивергентное мышление.

реферат, добавлен 29.03

Анализ точек зрения на проблему компонентов творческого потенциала человека. Показатели творческого воображения и мышления. Диагностика творческих способностей у дошкольников. Комплекс упражнений по формированию качеств, необходимых для их развития.

курсовая работа, добавлен 09.07

Основные характеристики инновационного подхода, особенности его реализации в образовании. Инновационные методы обучения в иноязычном учебном процессе. Использование игр и проектов для развития творческого мышления школьников на уроках английского языка.

дипломная работа, добавлен 02.12

Изучение этапов моделирования личности творческого педагога, в основе которого лежит теория коллективного творческого воспитания. Принципы педагогической работы творческого педагога. Смысл творческого воспитания ученика и духовное состояние коллектива.

реферат, добавлен 29.11

Понятие и виды творческого воображения. Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников. Организация работы по развитию творческого воображения при работе над сказками. Конспект занятия для детей дошкольного возраста Весенняя сказка .

курсовая работа, добавлен 29.07

Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы.

дипломная работа, добавлен 26.01

Развитие творческого мышления

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины XX века. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей. К сожалению, часто взрослые требуют от ребенка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребенок обычно старается вспомнить знакомый ему вариант решения или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание творческих способностей требует от ребенка и взрослых времени и терпения.

Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения, речи.

В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие умения осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребенок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха, вкуса и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета по заданным характеристикам. К 5-6 годам дети научаются сами составлять загадки о предметах, описывая их чувственные качества и свойства. К 7 годам ребенок уже способен сравнивать и сопоставлять свойства и признаки разных предметов, ему доступны такие формы речевого описания, как метафора, аллегория. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребенка способность представлять предмет в целом, мысленно изменять его, составлять из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способность психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идет по трем направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых, целенаправленным, в-третьих, ребенок должен овладеть методами активизации воображения.

Нереалистичность фантазий у ребенка бывает в том случае, если ребенок не учитывает причинно-следственные отношения между предметами окружающего мира, законы и зависимости между явлениями. Это может происходить либо из-за недостаточного багажа знаний, либо из-за неумения применить общий закон к частной ситуации. Начинать развивать умения прослеживать причинно-следственные связи можно уже у детей 3-4 лет. Наблюдая действия простейших механизмов и предметов можно спрашивать: - Как ты думаешь, что сейчас произойдет? К примеру, если поставить на пути инерционной машины кубик, она остановится или нет? Что будет, если я поднесу магнит к гвоздику? Так экспериментируя: делая предложения и проверяя их на практике мы побуждаем ребенка учитывать причинно-следственные связи. К 5-6 годам можно уже обсуждать с ребенком то, что он смотрел по телевизору:

- Зачем, по-твоему, он это сделал?

- Как ты считаешь, что будет дальше?

Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу Авторских сказок . Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут.

Люди, занимающиеся творчеством: изобретатели, ученые - давно поняли, что одна из главных опасностей, мешающая появлению новой идеи - это инерция мышления. При решении любой проблемы в нашем сознании в первую очередь всплывают знакомые варианты решения и они препятствуют появлению нового, необычного, оригинального. Чтобы помочь преодолеть инерцию мышления, разрабатываются специальные приемы и методы, активизирующие творческий процесс. Некоторые из них доступны и школьникам для активизации их воображения. В этой работе отдельная глава будет посвящена описанию таких методов.

А.Э. Симановский Развитие творческого мышления у детей-дошкольников Ярославль 1999.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/22/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo, http://allbest.ru/k-3c0b65625a3ac68a4c43b89521216c37.html, http://www.razumniki.ru/tvorcheskoe_myshlenie.html





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения