ГЛАВА 6. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых И отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни - отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но тем не менее поражающее верностью своих подробностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки.
Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни», - отмечал К.Д.Ушинский.
Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
48. Психологические особенности развития дошкольника. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
От3 до 7 лет. Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых. Ролевая или как её иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. Около 3-х лет ребенок становится гораздо более самостоятельным и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению и по содержанию. Она не может развиваться без частого и полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок также приобретает благодаря взрослым. Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Также из неё выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все сохраняются и продолжают совершенствоваться. В играх с правилами появляется соревновательный мотив, личный и командный выигрыш. В развитой ролевой игре с её замысловатыми и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Речь: по Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, а в 3 года –1000-1100 слов, в 6 лет-2500-3000 слов. Интенсивно растет словарный запас. Развивается грамматический строй речи. Благодаря чему он приобретает активный словарь, который помогает ему перейти к контекстной речи (он может пересказывать прочитанный рассказ или сказку, описать картину. Вообще в дошкольном возрасте ребенок обладает всеми формами речи, присущими взрослым. Память: дошкольное детство возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Особенности: непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память. Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обуславливает новый уровень развития восприятия и других психологических функций. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально – потребностной сферы, наконец, появление первых сущных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника. Центральным новообразованием этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. В дошкольном возрасте появляется сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу жизненного мира; формируются устойчивые ( надситуативные ) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость сложности и трудности мира.
- НА ГЛАВНУЮ
- Здоровье — жизнь, спорт и красота.
- ВВС РОССИИ, БУМАЖНЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЁТОВ, АВИАНОВОСТИ
Особенности свободной творческой игры детей дошкольного возраста в условиях вальдорфского детского сада
Вальдорфская педагогика, или педагогика Рудольфа Штейнер распространена сего-дня по всему миру и развивается в России больше 10 лет. Основные её принципы по сути своей являются общечеловеческими принципами, отчего она и может жить на любой национальной и культурно почве. В данный момент в России работают около 70 вальдорф-ских детских садов и отдельных групп, что свидетельствует о положительной адаптации вальдорфской педагогики в условиях современного дошкольного образования.
В вальдорфском детском саду большое внимание уделяется свободно игре детей. Любой здоровый ребенок любит и умеет играть, более того – он нуждается в этом.
Для своих игр дети объединяются свободно друг с другом под влиянием собственных побуждений. Свободная игра дает детям возможность активно себя выразить. Выразить активно то, что они увидели, что они пережили Строится свободная игра на основе примера и подражания. Дети играют в те игры, в которые они уже играли с воспитателем, или обыгрывают свои прошлые впечатления.
Они разделяются на группы и входят и игру, следуя своим внутренним переживаниям. Кто-то играет в «Цирк», кто-то, увидев на прогулке грузовик, начинает его строить, кто-то играет в «Дочки-матери», кто-то, проехав в поезде, – в «Железную дорогу». Пережитое ребенком прежде становится предметом его игры. Он еще раз в форме игры перерабатывает свои впечатления, узнавая тем самым окружающий мир.
Играя, ребенок творчески осваивает свои впечатления. Он делает это силой фантазии. Но, если дети беспорядочно бегают по комнате, кричат, мешают друг другу, ни о какой творческой, опирающейся на фантазию игре не может быть и речи. Задача воспитателя – помочь каждому ребенку найти спою игру, свое место в игре, помочь детям полнее войти в игру. И очень важно, чтобы ничего не мешало игре. Воспитатель предоставляет детям нужные игровые материалы. Центральная же задача воспитателя – подавать детям пример, уверенно, спокойно и хорошо выполняя свою задачу за рабочим столом. Воспитателю важно понимать роль в детской жизни именно таких игр в отличие от тех, что организует по определенным правилам сам взрослый.
Материалами для свободной игры детей по Вальдорфской педагогике выступают их собственные впечатления, вынесенные из контактов с окружающим миром и, прежде всего, из наблюдений за деятельностью людей, в том числе за деятельностью воспитателей. Подчас вся свободная детская игра есть только подражание жизни окружающих ребенка взрослых.
В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом, овладевают поведением, адекватным требованиям внешней среды. Типичные детские игры «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», «Постройка дома», «По-ездка на поезде», целиком основанные на подражании взрослым, предоставляют ребенку возможность проживания многообразнейших социальных ситуаций.
Подражание в игре взрослой работе (приготовлению пищи, ухажи¬ванию за ребенком, лечению врачом больного, продаже продуктов в магазине, и т. д.) способствует появлению у детей тех качеств, которые позднее на самом деле понадобятся им в их взрослой жизни. Важнейшие из них: творческое отношение к делу, самоотдача, терпение. Для играющего ребенка не важен результат. Он живет в процессах, весь принадлежа игре, творит в ней как художник.
Велика роль свободной игры в развитии фантазии, всех творческих сил личности. В процессе свободной игры ребенок испытывает разнообразнейшие эмоции, вживается в различные образы. В игре естественным путем упражняется и совершенствуется речь, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего возраста.
В вальдорфском детском саду свободная игра является важнейшим, необходимым элементом в ритме дня. Детям должна предоставляться ежедневная возможность свободно, по своему желанию играть в течение одного-полутора часов. Роль воспитателя заключается в создании благоприятных условий для деятельной и творческой игры детей и поддержания положительной социальной атмосферы в группе.
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим Javascript - разрешено !
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Close Save changes
Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387-57.shtml, http://psygos.ru/otvet/48.php, http://www.deti-pokrova.ru/qa/1824.html
Комментариев пока нет!