Социальная адаптация детей с нарушением зрения





Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения в школе

Глаза – удивительный дар природы. В них отражается всё, что, мы видим, чувствуем. Глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья.

Особенно остро вопрос о сохранении зрения встал сегодня из-за возрастающего влияния компьютеров на глаза. Посчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем только благодаря зрению. Оно приняло на себя огромные перегрузки, на которые не было запрограммировано в процессе эволюции. Это привело к возникновению различных глазных патологий. В том числе увеличилось и число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием и другими более тяжёлыми нарушениями. Ребёнок в очках часто ограничен и в подвижных играх, в занятиях спортом и потому вынужден или предпочитает проводить больше времени за экраном телевизора или компьютера, за книгами. Это перегружает зрение и в свою очередь, усугубляет близорукость. Опасность ухудшения зрения особенно велика в первые годы обучения, при резком увеличении нагрузок на весь организм в целом и на глаза в частности. Именно в этот сложный период адаптации детей к школе им особенно важно внимание родителей и учителей. И прежде всего это касается тех, кто имеет предрасположенность к нарушениям зрения, или уже страдает от них. Кроме того, необходимо смягчить процесс адаптации ребенка к изменению нагрузок, режима дня, и проч. Нередко неуспеваемость детей в школе бывает напрямую связана именно с плохим зрением. Во всяком случае, этот фактор играет не последнюю роль в развитии личности ребёнка, его самоощущения в классе.

В гимназии № 5 г. Новосибирска, начиная с 1999 года, осуществляется комплексная оздоровительная программа. Большое внимание в этой программе уделяется профилактике близорукости у детей начальных классов.

Расположенный недалеко от школы детский сад № 320 работает как дошкольное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. В нем созданы все условия для воспитания, обучения и реабилитации детей с аномалиями в развитии. Но, как показано специалистами, в первые месяцы школьного обучения у выпускников сада зрение ухудшается на 45–60%, что связано не только с увеличением нагрузки, но и с тем, что формирование зрительного анализатора продолжается до 10–12 лет.

Большинство детей из детского сада поступают в нашу гимназию. Удобное местоположение детского сада и гимназии, заинтересованность руководителей учреждений и родителей детей привели к плодотворному сотрудничеству и созданию на базе гимназии офтальмологических классов в начальной школе, а на базе детского сада – групп продленного дня с лечебно-коррекционной деятельностью. Необходимость продолжения лечения зрения детей после пребывания в детском саду подтверждена многолетней практикой научных наблюдений. Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Таким образом, концептуальными основами организации учебно-воспитательного комплекса (сад – начальная школа) является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного лечения, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста – периодов созревания зрительной системы ребёнка.

Основными принципами организации лечебно-восстановительного, коррекционно-педагогического и образовательного процесса являются:
  • Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями зрения;
  • Модификация учебных планов и программ, изменение темпа их прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;
  • Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
  • Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;
  • Обеспечение гимназического стандарта во время обучения в начальной школе;
  • Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;
  • Создание офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребёнка;
  • Обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 2 до 10–11 лет;
  • Системность, гуманность, нетрадиционность подходов к организации единого процесса реабилитации здоровья и психофизического развития детей с нарушением зрения является основным содержанием деятельности учебно-воспитательного комплекса. Организационная структура сад-школа обеспечивает взаимосвязь и взаимопроникновение целей, задач, средств, форм и методов единого медико-психолого-педагогического процесса.

Вариативность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность при подходе к лечению не только зрения, но и общего оздоровления организма ребенка, создают стройную единую модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Данная модель сад – школа позволяет решить проблему профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий, общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

В учебно-воспитательном процессе вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму и чтению, присмотре видеоинформации и др.

Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей является система двигательной активности ребёнка, включающая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Конечной целью совместной работы детский сад – гимназия является стабилизация результатов лечения зрения и всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в школу и общество сверстников. Первыми итогами работы по программе явилось улучшение зрения у 60% детей и стабилизация его у остальных.

Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения

  • Файл формата zip
  • размером 95,21 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем Наталья. дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 19.12 20:12
  • Скачан 97 пользователями

Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Плаксиной – М. 1995.

Содержание.
Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания.
Зрительное восприятие.
Слуховое восприятие.
Осязательное восприятие.
Коррекция зрительного восприятия слабовидящих детей.
Компенсация слабовидения в процессе сенсорного развития детей.
Дидактические игры как средство коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
Офтальмо-гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения.
Разработка рекомендаций по офтальмологическому обеспечению школьного учебного процесса.
Врач-офтальмолог.
Офтальмологическая медицинская сестра.
Школьный врач-педиатр и педиатрическая медицинская сестра.
Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с применением схем.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве в процессе передвижения.
Игры и упражнения на микроориентировку.
Нравственнное воспитание умственно отсталых слепых и слабовидящих детей.
Своеобразие формирования личности умственно отсталых слепых и слабовидящих детей.
Основные направления нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе школы слепых и слабовидящих детей.
Источники нравственного просвещения умственно отсталых слепых и слабовидящих детей.
Роль внеклассной работы в формировании нравственных понятий.
Структура беседы.
Соотношение между знанием норм поведения и их реализацией в поступках.
Формирование моральной оценки.
Устранение разрыва между нравственными понятиями и нравственным поведением.
Формирование правильного отношения к дефекту.
Литература.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

М. «Просвещение», 1978 год Содержание: Земцова М. И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения. Григорян Л. А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. Филькина Л. П. Режим дня и планирование работы в детском саду для детей с амблиопией и косоглазием. Керпал И. Бреденфельд.

  • 157,49 КБ
  • скачан 255 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 15.09 13:01
  • будет удален через 14 дней

Методические рекомендации. — Челябинск. АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с. Рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, разделу «Развитие ориентировки в пространстве». Пособие включает апробированные материалы примерного тематического планирования по годам обучения, предусмотренным программой, программные.

  • 3,57 МБ
  • скачан 319 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 30.07 13:05
  • будет удален через 14 дней

Методические рекомендации. — Челябинск. АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 118 с. В данном пособии подробно представлены методика работы с детьми с нарушениями зрения по реализации программы социально-бытовой ориентировки, содержание требований программы, примерное тематическое планирование, конспекты занятий (4 года обучения).

  • 185,50 КБ
  • скачан 283 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 16.10 02:25
  • будет удален через 14 дней

— М. Издательство Экзамен, 2006. В предлагаемом исследовании рассматриваются рациональные и эффективные пути и средства индивидуального и дифференцированного подходов к содержанию и формам коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Данная проблема рассматривается во взаимосвязи коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы, проводимой с учетом.

  • 349,88 КБ
  • скачан 336 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.12 13:44
  • будет удален через 14 дней

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. —М. Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с. Авторы программ: Белъмер В. А. Григорьева Л. П. Денискина В. 3. Кручинин В. А. Максютова Р. Д. Новичкова И. В. Плаксина Л. И.

  • 180,17 КБ
  • скачан 377 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.12 22:04
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4606 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

Курсовая по социальная адаптация детей с нарушением зрения

Казахский синтез речи для людей с нарушением зрения - это реальность!

Алматы, 13 мая 2015 в Казахстанском Пресс-клубе состоялась презентация голосов синтезированной речи для казахского языка. Участники мероприятия смогли услышать, как звучат новые голоса, а также увидеть, как можно прочитать печатные материалы на казахском языке при полной или частичной потере зрения.

В современном мире при получении образования и трудоустройстве очень важно умение ориентироваться в информационных потоках. Пользователи компьютерных технологий с нарушениями зрения получают доступ к информации с помощью синтезированной речи. Существуют специальные программы, которые озвучивают все действия пользователя на компьютере. До недавнего времени доступ к информации для незрячих и слабовидящих казахстанцев был значительно ограничен. Они могли читать образовательные и правовые тексты только на русском или английском языках, синтезаторов речи для казахского языка просто не существовало.

В 2014 году ТОО Центр САТР и Российская компания Элита Групп начали разработку синтезированных голосов для казахской речи. Дикторами в студии было записано более 1500 предложений на казахском языке. Разработчики с помощью специальных программ проанализировали полученную базу и провели необходимую работу по созданию новых голосов. На всём этапе разработки проводились консультации с носителями языка, филологами из Казахстана.

Благодаря новой разработке, граждане РК с нарушениями зрения смогут реализовать своё право на овладение и использование государственного языка. Появление казахских синтезаторов речи позволит им работать на компьютере, читать печатные тексты, и получать образование на казахском языке. Это также расширит круг возможностей по трудоустройству.

В ходе презентации журналистам продемонстрировали читающую машину, которая умеет читать печатные материалы по-казахски, компьютер, с помощью которого можно читать любые электронные тексты на казахском языке и другие технологии, которые позволяют людям с нарушениями зрения быть более независимыми в выборе информационных ресурсов.

С11по15 мая2015года Центр САТР проводит курсы повышения квалификации инструкторов ЛФК по теме: «Современные методы комплексной реабилитации при двигательных нарушениях у детей» на русском языке.

Учебная программа включает 36 часов, стоимость обучения 32 000 тенге. Для прохождения курсов необходимо обязательно присылать заявки с указанием Ф.И.О. слушателя, места работы, контактных телефонов, формы оплаты и необходимости бронирования места для проживания по адресу: г.Алматы 050008, ул.Байзакова 273 В (угол ул.Шевченко) или по тел/ факс. (727) 395-83-24, 395-83-26, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Проезд, проживание, командировочные расходы за счет командируемой стороны. Более подробную информацию вы можете получить по телефону: ( 727 ) 395-83- 24, Курманбаева Несипкуль Рыскуловна

Центр САТР объявляет набор слушателей на годичные курсы переподготовки с использованием дистанционных технологий для учителей филологов, начальных классов и дошкольного образования с высшим педагогическим образованием, не имеющих базового дефектологического образования по специальности «Дефектология» специализация «Логопедия» (650 часов согласно Учебного плана). Начало первого семестра с 27 апреля по 8 мая 2015 года.

Проезд, проживание, командировочные расходы за счет командируемой стороны. Оплату за обучение на курсах переподготовки можно производить поэтапно. Ждем Ваших заявок по тел./факсу (727) 395-83-24, 395-83-26, электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или по адресу: г.Алматы ул.Байзакова 273 В. Более подробная информация по телефону: (727) 395-83-24, Курманбаева Несипкуль Рыскуловна.

На курсах раскрываются особенности коррекционной работы логопеда с детьми дошкольного возраста. Слушатели познакомятся с современными подходами к планированию занятий логопеда; с технологией проведения логопедического обследования, формирования коммуникативной функции речи и др. Во время курсов слушатели также получат практические навыки по коррекции нарушений звукопроизношения у детей.

Учебная программа включает 36 часов, стоимость обучения 32 000 тенге. Для прохождения курсов необходимо обязательно присылать заявки с указанием Ф.И.О. слушателя, места работы, контактных телефонов, формы оплаты и необходимости бронирования места для проживания по адресу: г.Алматы 050008, ул.Байзакова 273 В (угол ул.Шевченко) или по тел/ факс. (727) 395-83-24, 395-83-26, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript.

Проезд, проживание, командировочные расходы за счет командируемой стороны. Более подробную информацию вы можете получить по телефону: (727) 395-83-24, Курманбаева Несипкуль Рыскуловна

Источники: http://festival.1september.ru/articles/103751/, http://www.twirpx.com/file/327571/, http://cosmetics-brands.ru/kursovaya-po-socialnaya-adaptaciya-detey-s-narusheniem-zreniya.aspx





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения