Проблемы социальной адаптации детей подростков





Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте Problems of social adaptation and disadaption of a person in the juvenile age Текст научной статьи по специальности Психология

  • ПОДРОСТОК ,
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ,
  • ДЕВИАНТНОСТЬ ,
  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ,
  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ,
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ,
  • ИНФАНТИЛЬНОСТЬ ,
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ,
  • ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ,
  • ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ,
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ,
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ,
  • TEENAGER ,
  • SOCIALIZATION OF A PERSON ,
  • DEVIANTNESS ,
  • DEVIATING BEHAVIOR ,
  • ASOCIAL BEHAVIOR ,
  • DEVIANT BEHAVIOR ,
  • INFANTILISM ,
  • SOCIAL ADAPTATION ,
  • INTERIORIZATION OF VALUES ,
  • PERSONAL COMMUNICATION ,
  • ACTIVITY ,
  • SOCIAL WORK

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Яковлева Елена Петровна

Рассмотрена теория адаптации и дезадаптации отклоняющегося поведения подростков; целостно раскрыта сущность отклонений сознания и поведения подростков, проанализированы критерии проявления девиантности, возможности ресоциализации подростков с девиантным поведением

Abstract 2009 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Yakovleva Elena Petrovna

A theory of adaptation and disadaptation of teenage deviating behavior is surveyed; the essence of teenage consciousness and behavior deviation is completely disclosed; criteria of appearance of deviantness, possibility of resocialization of teenagers with deviant behavior are analyzed

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Человек и образование , Яковлева Елена Петровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Яковлева Елена Петровна Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте // ЧиО. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-i-dezadaptatsii-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 27.09).

Яковлева Елена Петровна Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте Человек и образование (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-i-dezadaptatsii-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 27.09).

Яковлева Елена Петровна (2009). Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте. Человек и образование URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-i-dezadaptatsii-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 27.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Яковлева Елена Петровна Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте // ЧиО. 2009. №1 С.73-78.

Яковлева Елена Петровна Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте Человек и образование (2009).

Яковлева Елена Петровна (2009). Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте. Человек и образование

Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения

Элина Сагитова
Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения

В настоящее время в российской и зарубежной научной психолого -педагогической литературе активно изучается проблема социальной адаптации ребенка. За последние годы произошли весомые изменения в социальной и политической ситуации, как в мире, так и в России, что требует от личности адекватного реагирования на данные изменения и приспособления к новым условиям.

Учебная адаптация сопровождается следующими факторами. психофизиологическим. социальным. которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов. что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы. неблагоприятному социальному статусу. что является причиной деструктивности личности.

Подростковый возраст принято считать весьма богатым стрессовыми переживаниями. кризисами. Поэтому процесс социальной приспособляемости занимает особое место при переходе в основное звено школьного обучения. Именно в это время складываются, оформляются наиболее устойчивые формы поведения, характер, эмоциональные реакции. Это пора достижений, быстрого накопления знаний, а также умений, становление своего Я, приобретение нового места в социуме. Это также возраст потерь детского мировоззрения, появления тревожных чувств и психологического дискомфорта. Успешность социальной адаптации в классе во многом определена взаимоотношениями между подростками. Несмотря на достаточное количество научных работ в социологии. психологии. медицине, педагогике по данной теме, исследование проблемы социальной адаптации детей при переходе из начального в среднее звено школьного обучения остается не достаточно изученным. Формирование социально адаптированного человека требует. чтобы были учтены возрастные, психологические. педагогические особенности подростков .

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды. указывают исследования, проведенные в области психологии. педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Г. М. Андрееева [2], Е. Ю. Балашова [4], Л. И. Божович [6], И. В. Дубровина [28], Т. Л. Ульянова [39]).

В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации. выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Но проблема адаптации школьников при переходе в основную школу не исчерпана. тем более, что упомянутые авторы не опирались на личностно-ориентированную систему образования. Господствовавшая многие века когнитивно-ориентированная практика сегодня демонстрирует свою несостоятельность в решении целей, стоящих перед современной школой.

Процесс социально- психологической адаптации младших подростков осуществляется через систему социальных институтов. таких, как школа. где социальные качества личности изменяются и формируются в соответствии с ценностями общества. Социально- психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от страха, одиночества или сокращении сроков социального научения. Опираясь на общественный или групповой опыт, ученики избавляются от необходимости проб и ошибок, выбирая более подходящий образ поведения. Значимость социальной адаптации существенно возрастает в условиях полной смены деятельности и социальной среды человека. В новой обстановке у пятиклассников появляется эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации. когда личные психологические проблемы отрицательно влияют на процесс обучения. В данных условиях перехода из начальной школы в среднюю представляется сложным, но при правильной организации процесса обучения он может способствовать психологическому. социальному росту младшего подростка. Важнейшая роль в успешной адаптации отводится личностным особенностям подростков. уже сформированным на предыдущих этапах развития. умению контактировать с окружающими людьми, а также владению нужными навыками общения, способности установить для себя приемлемую позицию в отношениях с окружающими. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том. чтобы обеспечить естественное протекание процесса адаптации и благополучный его исход.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий.

Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития В целях подробного исследования проблемы развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития в психологии.

Конспект игры-занятия по социальной адаптации детей третьего года жизни «Мытьё посуды» Программное содержание: 1. Формировать знания о процессе мытья посуды: 2. Создать условия для обогащения словарного запаса детей в процессе.

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже.

Психологические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного возраста Реализация вопросов преемственности в образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» способствует сама структура подобного типа.

Психологические механизмы социальной адаптации детей мигрантов В XXI веке мир продолжает сталкиваться с множеством этнических проблем. Одной из проблем является инкультурация мигрантов, то есть вхождения.

31 января состоялась презентация социального проекта

31 января состоялась Презентация социально значимого проекта «Использование ресурсов сенсорного сада для социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью». реализуемого Ассоциацией садоводов Псковской области совместно с Центром лечебной педагогики в 2014 году.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».

Презентация прошла в рамках подготовки к созданию специальной среды -сенсорного сада -для детей с тяжелыми формами инвалидности, в том числе с множественными нарушениями развития, при Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области.

На Презентации социального проекта участники и гости познакомились с целями, задачами проекта, проблемой социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью. В Презентации приняли участие организаторы проекта, в т.ч. партнеры, ГБОУ «Центр лечебной педагогики», представители образовательных учреждений для детей с особенностями развития г.Пскова, представители Администрации Псковской области, Общественной палаты области, Молодежного парламента при Псковском областном собрании депутатов, СМИ, волонтеры.

Главная цель социального проекта -повышение эффективности социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью, проживающих в Псковской области, посредством комплекса разнообразных форм и видов занятий с использованием ресурсов сенсорного сада.

1. Создание особой природной среды – сенсорного сада – при ГБОУ «Центр лечебной педагогики» Псковской области, использование ресурсов которого во время занятий по сенсорному развитию будет благоприятно воздействовать на развитие детей и подростков, способствовать их более эффективной социальной адаптации.

2. Улучшение социальной и трудовой интеграции, обеспечение положительной динамики личностного роста детей и подростков с инвалидностью в процессе общения и взаимодействия с людьми и окружающей средой, проведения ежедневных сенсорных занятий.

3. Обеспечение возможности воспользоваться элементами садовой терапии детей и подростков с особенностями развития организаций-партнеров ЦЛП, в т.ч. непосредственные участники проекта, – в общей совокупности 360 детей и подростков с инвалидностью ГБОУ «Центр лечебной педагогики» (г. Псков), представители образовательных учреждений для детей с особенностями развития г. Пскова – в период проведения совместных мероприятий.

4. Накопление и распространение в другие регионы России опыта использования элементов садовой терапии для улучшения состояния детей и подростков с инвалидностью в четырех областях – интеллектуальной (познавательной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической (физическое развитие или реабилитация).

В 2013 году благодаря Центру эффективного садоводства, Комиссии по садоводствам, Центру лечебной педагогики и его волонтерам, средствам жителей города, переданным на Благотворительном марафоне «Добрый Псков», проекту Программы приграничного сотрудничества Эстония-Латвия-Россия и средствам областного бюджета были проведены первые работы по сенсорному саду, установлена беседка для занятий на улице, высажены первые деревья.

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Их число в 2012 году (по данным Федеральной службы государственной статистики) составило 560 тысяч человек. что превышает аналогичные показатели 2010 года более чем на 40 тысяч, и 2011 года – на 20 тысяч. Количество детей-инвалидов в Псковской области также не имеет тенденции к снижению.

В нашем регионе проживает более 1700 семей с детьми-инвалидами. в которых воспитывается более 2000 детей, и у большинства из них (до 65%) диагностированы умственные, психофизические нарушения (в том числе, нарушения сенсорного восприятия). Ранее лица с данной типологией нарушений являлись исключёнными из общества, что выявляет проблему социальной адаптации людей со специальными нуждами. В настоящее время отмечаются изменения в политике государства по отношению к людям с нарушениями развития, их социальное признание. На сегодняшний день в Псковской области существует ряд специальных образовательных учреждений для людей с особенностями развития, как государственных, так и существующих при поддержке НКО. Благодаря этому детям с инвалидностью оказывается помощь в плане развития, обучения и социальной адаптации. Государством, в частности, в т. ч. приоритетным национальным проектом «Здоровье», предусмотрена поддержка деятельности по реабилитации и социальной адаптации детей со статусом «ребёнок-инвалид». Ведь профилактика инвалидности гораздо эффективнее и менее затратна именно в детском возрасте, чем снижение её последствий в будущем.

Однако существует ряд проблем, связанных с недостаточным качеством жизни детей-инвалидов и их семей. Даже простая радость наслаждения природой, которая способна дать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья полноту недостающих ему ощущений, становится ему практически недоступной.

Отсутствие дополнительных мер по реабилитации детей с тяжёлой формой инвалидности создаст вероятность таких негативных последствий, как застойные явления в развитии детей либо ухудшение их общего состояния, так как общепринятые средства и методы реабилитации не всегда приносят ожидаемый результат и приводят детей с нарушениями развития, и в частности с выраженными дисфункциями сенсорного восприятия (зрение, слух и др.), к желаемому уровню социальной адаптации. И, наоборот, развитие и коррекция сенсорного восприятия ребёнка с особенностями развития при использовании природных ресурсов способна снять его тревожность и значительно повысить его обучаемость, обеспечить эффективное взаимодействие ребёнка с педагогами и социальным окружением, а значит, и адаптировать к жизни в социуме.

Для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью используются различные нетрадиционные методы терапии – арт-терапия, гиппотерапия, садовая терапия. Данный проект, уже поддержанный Администрацией Псковской области (1 часть), планирует использовать элементы садовой терапии: создать комплекс объектов на территории сенсорного сада при ГБОУ «Центр лечебной педагогики » Псковской области, регулярно проводить занятия по сенсорному развитию, мастер-классы для родителей и педагогов других учреждений, выездной интеграционный лагерь. Специально спланированный сенсорный сад устроен так, чтобы отдельные участки воздействовали на все органы чувств человека. В них собраны растения, ярко выделяющиеся особыми качествами (текстура, листьев, яркость окраски цветов и листьев, запах и др.), что позволяет усилить их комплексное воздействие на ощущения ребёнка. У человека в сенсорном саду начинают активизироваться различные участки мозга, улучшается мозговое кровообращение, снимается стресс. Занятия по сенсорному развитию стимулируют чувственное восприятие, способствуют развитию коммуникативных и трудовых навыков, развивают ответственность, самостоятельность, способствуют развитию межличностных отношений, расширяют кругозор, формируют целостную картину мира. Таким образом, происходит реабилитация, эмоциональный подъём и улучшение качества жизни участников проекта.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-i-dezadaptatsii-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste, http://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskie-aspekty-socialnoi-adaptaci-mladshih-podrostkov-pri-perehode-v-sredne-zveno-shkolnogo-obuchenija.html, http://sadovod-pskov.ru/31-yanvarya-sostoyalas-prezentatsiya-sotsialnogo-proekta/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения