Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию?
Что это такое? Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: четкий режим дня; отсутствие родных рядом; постоянный контакт со сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; резкое уменьшение персонального внимания.
Какая она бывает? легкая адаптация: временное нарушение сна, аппетита (нормализуется в течение 7-10 дней) характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; заболеваний не возникает.
2. Средняя адаптация все нарушения выражены более и длительно. - сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней), - речевая активность (30- 40 дней), - эмоциональное состояние (30 дней), - двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) снижение аппетита (иногда возникает рвота при кормлении); резкое нарушение сна; избегание контактов со сверстниками, попытки уединиться, отмечается подавленное состояние ; дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более.
Кому легко? Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее (беседы о д/саде, прогулки около д/сада, общение с другими детьми). Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Детям, чей режим близок к режиму д/сада. Детям, чей рацион питания приближен к садовскому (Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния).
А кому трудно. Трудно приходится детям, у которых Не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее); Малышам, которые воспринимают поступление в сад как неожиданность; Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); Главной и основной причиной является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи. Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Давайте справляться вместе! Основная задача в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий (игр, занятий, наблюдений и т.д).сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый (берёт на себя какую -то роль в игре). Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Помощь нужна еще и маме!
Необходимо помочь: Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, необходимость работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Хуже, когда ребенок настолько зажат, что не может плакать. Воспользоваться помощью. Обратиться к психологу, этот специалист может помочь не только ребенку, но и его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода. Такую информацию может дать и психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
Я маме помогаю: Я в детский сад хожу. Игрушки не ломаю. Детей не обижаю. В углу я не сижу. Я в садике не плачу, Обедаю и сплю, Гуляю, куклу няньчу. Танцую и пою.
Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию. Консультация психолога
Вы собираетесь отдать ребёнка в детский сад. Конечно, у вас возникает очень много вопросов и волнений по этому поводу. Как сделать процесс адаптации ребёнка к новым переменам более легким?
Все дети реагируют на первый визит в детский сад по-разному. Одни не замечают, как ушла мама, другие – плачут сразу, как переступили порог учреждения, чувствуя интуитивно неблагоприятные перемены. В большинстве случаев процесс адаптации требует больших эмоциональных и физических затрат со стороны ребёнка, поскольку их жизнь меняется кардинально. Весёлый призыв мамы: «Идем в детский сад!». для ребёнка означает:
-отсутсвие близких рядом;
-строгий режим дня;
-подчинение незнакомому до этого времени человеку;
-уменьшение личного внимания.
Все это вызывает негативное отношение к детскому садику. Многие дети адаптируются в течение 3 недель, у других тревожное состояние наблюдается и после 2-х месяцев пребывания в детском саду. Если адаптация затянулась до 3 месяцев, то требуется вмешательство психолога.
Адаптация ребенка к детскому саду пройдет легче, если родители будут выполнять следующие требования.
Ребёнка следует готовить к детскому саду за несколько месяцев, а лучше за полгода. Для этого поиграйте дома в детский сад с игрушками, расскажите сказочные истории про садик, погуляйте на территории сада. Ещё лучше заранее познакомиться с воспитателем и побывать в группе вместе с малышом.
Поскольку в адаптационный период все силы организма направлены на привыкание к новым условиям, страдает иммунитет ребенка. Поэтому в адаптационный период особое внимание уделите правильному питанию, режиму бодрствования и отдыха.
Навыки самостоятельности. Прививайте ребенку самостоятельность. Учите его самостоятельно одеваться, ходить на горшок.
Рацион питания подобный садовскому. Поскольку питьё и еда являются залогом уравновешенного состояния, ребёнку будет лучше увидеть в садике привычную ему еду. Основой рациона в саду являются каши, сырники и творожные запеканки, разнообразные котлеты, омлеты, супы.
Некоторые особенности поведения малышей в период адаптации (слезы, нервозность, капризы) пугают родителей, они начинают задумываться «Почему он так себя ведет?» .
В первые дни познавательная активность ребёнка снижается. Пропадает даже интерес к игрушкам. Многие дети просто отсиживаются в стороне. Успешная адаптация завершается короткими вылазками к игрушкам, затем постепенным освоением территории группы и познавательными вопросами воспитателю.
У ребенка может также наблюдаться снижение социальной активности. Ваш кроха был самым общительным, с удовольствием играл с другими детьми, а теперь стал беспокойным и замкнутым. Внимательно следите за ребенком, разговаривайте с воспитателем. Понятно, что ребенку нужно время, чтобы прийти в себя и привыкнуть к новому. О положительной динамике адаптации можно судить, если малыш стал взаимодействовать с воспитателем, слушаться его, играть с другими детьми.
Отрицательные эмоции ребёнка по поводу расставания – оправданы сменой привычной обстановки. Если малыш через несколько минут успокаивается после ухода родителей, то адаптация проходит нормально.
Дневной сон в первые дни может быть тревожным. Будьте готовы к этому. Нервозность, расстройство сна может наблюдаться также и дома. Будьте терпеливыми, уделяйте малышу внимание, побольше разговаривайте с ним и все отрицательные эмоции скоро пройдут.
Снижение аппетита или отсутствие его вообще связано с непривычной едой (по виду или вкусу) и стрессовым состоянием. Добрым знаком является восстановление аппетита, пусть даже кроха съедает не всю порцию.
У некоторых детей могут появиться особенности речи. словарный запас может обеднеть, могут появиться «облегчающие» предложения и слова. Не переживайте, к концу адаптационного процесса речь восстановится.
В период адаптации снижается детский иммунитет. сопротивляемость организма к инфекциям не столь велика, поэтому ребёнок может заболеть.
Дома окружите ребёнка бережной обстановкой, вниманием и заботой, поскольку нервная система малыша работает на полную мощь. Если ребёнок жадничает . не хочет делиться своими игрушками с другими детьми, капризничает, ведет себя не адекватно, будьте терпимы. Обнимите и успокойте кроху.
Самый первый страх, который мучает всех детей, что родители бросят их, не заберут вечером. Убедите ребенка, что это не так. Со временем, когда он поймет, что мама всегда приходит, после того, как малыш поспал, он будет знать, что происходит и успокоится.
Никогда не говорите плохо о садике или воспитателях в присутствии малыша, даже если у вас есть все основания. Если ребёнок будет ходить в группу, ему будет намного легче, если воспитатели будут для него авторитетами. Наоборот похвалите малыша в присутствии посторонних, расскажите с гордостью, что он посещает детский сад, это подстегнёт самолюбие крохи. Дайте ребёнку с собой в садик мягкую игрушку, обнимая её, он будет вспоминать родных и домашнюю обстановку.
И, конечно же, поддержка нужна и маме. У неё тоже рвётся сердце, когда она видит переживания своего ребёнка. Прежде всего, вы должны быть уверенны, что вашему малышу необходимо посещать садик. Старайтесь быть спокойной и сохранять ровный голос при общении с ним. Ведь дети сканируют чувства своих мам, а спокойствие мамы передастся и ребенку. И, конечно, делитесь опытом и своими ноу-хау в адаптации к садику с другими мамочками. От всей души желаем вам, чтобы ваш ребенок ходил в садик с удовольствием и никогда не болел!
Статья прочитана 5 раз(a).
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ
Идём в детский сад, как облегчить адаптацию?
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад с. Федоровка Тульская область, Ленинский район
Источники: http://uslide.ru/pedagogika/12358-idem-v-detskiy-sad-kak-oblegchit-adaptaciyu.html, http://zwezdo4et.ru/idem-v-detskij-sad-kak-oblegchit-adaptaciyu-konsultaciya-psixologa/, http://fedorovkasad.ru/idyom-v-detskiy-sad-kak-oblegchit-adaptatciya
Комментариев пока нет!