Психогимнастика для младших школьников упражнения





Журнал → ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ для всестороннего развития ребенка

Психогимнастика включает специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, ее познавательную, эмоциональную, личностную сферы. Использование элементов психогимнастики под силу каждому родителю, что позволяет поставить воспитательный процесс на глубинную психологическую основу, органично соединить влияние взрослого на ребенка с учетом его природных склонностей и способностей.

Методика занятий психогимнастикой достаточно проста. Психогимнастические упражнения можно использовать как для общего развития ребенка, так и для коррекции различных психических состояний, например чрезмерной подвижности, слабой концентрации внимания, истеричности, боязливости, замкнутости и т. д.

Занятия психогимнастикой следует проводить в четыре этапа. На первом этапе следует проиграть мимические и пантомимические этюды для выражения отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также для развития внимания и памяти. На втором этапе нужно достичь выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Третий этап занятий носит психотерапевтический характер и должен развивать способность воплощения в заданный образ, корректировать отдельные качества характера. Четвертый этап включает снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, навязывание настроения, желанных способов поведения и черт характера.

Следует отметить необходимость творческого подхода к планированию и проведению психогимнастики с детьми. Обстановка природности, расслабленности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине должны присутствовать во время занятий. Само же занятие по продолжительности не должно превышать 15-20 минут.

Ниже приведены примеры игр-упражнений по психогимнастике. Учитывая возраст ребенка и цели, которые необходимо достичь, следует выбрать определенное упражнение и интерпретировать его относительно к индивидуальным особенностям конкретного ребенка.

✔ Упражнения для детей МЛАДШЕГО дошкольного возраста

Цель: развитие моторной памяти.

Ребенок должен придумать и запомнить определенную позу. Пока звучит музыка, он свободно прыгает по комнате словно зайчик. Как только музыка закончилась, тут же должен принять выбранную ранее позу.

Цель: развитие самоконтроля.

Если в семье ребенок один, совой должен быть взрослый. Пока сова спит, ребенок свободно перемещается по комнате. По команде: «Ночь!» сова просыпается, а ребенок замирает. Если до следующей команды: «День!» ребенок начнет двигаться или заговорит, сова и ребенок меняются местами.

Цель: развитие волевой саморегуляции.

Мышонок хочет пройти по тропинке, на которой лежит кот. Он, то идет на пальчиках, то останавливается и, приложив указательный пальчик к губам, показывает: «Тише!», брови при этом должны подниматься к верху.

Цель: выражение удовольствия, радости.

Ребенок представляет у себя на руках котенка, который ластится, мурлычет. А потом сам становится этим котенком и подставляет голову взрослому, чтобы тот его погладил, приласкал.

«Игра с шарфиком»

Цель: расслабление мышц шеи.

Мама принесла медвежонку теплый шарфик, чтобы тот больше не мерз. Полусонный медвежонок, не открывая глаз, повязал шарфик на шею. Покрутил медвежонок головой в одну сторону, потом в другую: хорошо, тепло.

✔ Упражнения для детей СРЕДНЕГО дошкольного возраста

Цель: тренировка выразительности жестов.

Ребенок требует отдать ему игрушку. При этом делает выразительные движения кистями рук и держит их горизонтально ладонями вверх.

Цель: выражение удивления.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл, кошки так не было, а из чемодана выпрыгнул кролик.

Мимика: у ребенка открыт рот, брови и верхние веки подняты.

Цель: выражение гнева.

К дедушке в деревню приехал внук и тут же пошел гулять. Дедушка рассердился, что он ушел за ворота. А если с леса придет волк?

Мимика: сдвинутые брови.

✔ Упражнения для детей СТАРШЕГО дошкольного возраста

Цель: развитие внимания.

Взрослый идет через поле, ребенок – на два-три шага позади, он – его тень. Тень должна точно воспроизвести действия человека (сорвать цветок, наклонится за камушком и т.д.)

Цель: выражение эгоизма.

Мама принесла к чаю три кекса. Мальчик взял себе один и указал пальцем на два других: «А эти я съем вечером».

Цель: расслабление мышц.

Саша хочет встречать Новый год вместе с родителями. Ему разрешили, но чем ближе к полуночи, тем сильнее хочется спать. Мальчик долго боролся со сном, и наконец уснул. Выразительные движения: зевание, верхние веки опущенные, брови поднятые, голова склоняется к низу, руки опущенные.

03 Июль 2013 в 16:29

Методическая разработка по теме:
Психогимнастика для детей младшего школьного возраста

ТЕМА: «Прогулка в зимний лес».

  1. формировать умение изображать отдельные эмоциональные состояния (эмоции радости, удивления, огорчения и обиды);
  2. знакомить младших школьников с элементами невербального общения (мимикой, жестами, позой, походкой);
  3. корректировать настроение и отдельные черты характера ребёнка (коррекция хвастовства);
  4. учить детей понимать свои и чужие эмоции;
  5. привлечь внимание детей к совместному занятию;
  6. дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки;
  7. учить снимать психоэмоциональное напряжение.

1) Коммуникативная игра «ток».

(Дети встают в круг, держась за руки и передают по кругу «ток»; по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа, здороваются)

– Ещё поздороваемся, громко!

– А теперь глазами!

2) – Сегодня мы отправимся в зимний лес!

– На чём можно поехать?

Вот поезд наш идёт, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу», – гудит паровоз.

Далеко, далеко ребят он повёз.

– Стоп! Приехали! Посмотрите вокруг. Какая красота! (эмоции радостного восхищения)

– А сколько деревьев! Какие деревья растут в лесу?

– Покажите, какие они высокие?

– А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растёт трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох ещё ниже.

– Ещё в лесу много разных животных, они издают разные звуки, так они разговаривают между собой. Покажите животных, каждый – своё, а мы попробуем угадать, кого вы показали.

– Мы отправимся в глубину леса. Снег в зимнем лесу глубокий, мы можем провалиться. Наденем лыжи, на руки варежки, возьмём в руки палки и поедем по одной лыжне, чтобы не заблудится и не налететь на дерево.

– Сначала шагом, а потом отталкиваясь двумя руками!

(руки «козырьком», «биноклем», всматриваются)

– Кто там кувыркается? Это маленькие зайчики, которые убегали от мамы-зайчихи. Прыгаем быстро-быстро, как мячики, легко. Прыжки небольшие ведь у зайчиков ещё маленькие ножки. Радуемся, что убежали.

– А вот и мама-зайчиха. Она прыгает по полянке, ищет своих зайчат. Мы, как мама-зайчиха, прыгаем медленно, большими прыжками. Ноги у неё большие, сильные. Внимательно смотрит по сторонам, где зайчата?

– Ах, вот они! (эмоция радости встречи)

Ходит лось в лесу густом.

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка

Всё спешит запутать след.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет.

Обошёл Мишутка лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети на спину легли

И, как Мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите

Наших деток не будите!

Инструкция педагога: Лягте в удобное положение, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро на берегу моря. Лето. Небо голубое, солнце ярко светит. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх. На небе появилось белое-белое, пушистое облако. Оно медленно проплывает над вами и растворяется на голубой глади неба.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза и возвращаемся в наш зимний лес.

– Что видели во сне?

– Ой, кто это сидит на ветке? Кар-кар-кар! Это любопытная ворона прилетела. Села на ветку дерева и смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное!

Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните то в одну, то в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шея напряжена, смотрите с любопытством: что же там такого интересного?

– Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова тяжёлая, никак её не поднять.

– Что-то стало холодать.

Что-то стал мороз крепчать!

– Покажите, как нам холодно, мы греем руки.

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста. (1-4 класс)

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры.

Сценарий новогоднего представления для детей младшего школьного возраста 6-11 лет,очень интерессный сценарий для ребят,наши дети с удовольствием учавствовали в этом мероприятии.

Новогодний сценарий для детей младшего школьного возраста УЧАСТНИКИ: Зайцы Медведи Лиса.

Предновогодний утренник для детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. 1 класс.

Предновогодний утренник для детей и родителей.Ах, как у вас на празднике красиво!Какая чудесная елочка!У нас сегодня весело,Позвали мы гостейИ шарики развесилиНа елочке своей.

2013 год объявлен годом окружающей среды. Проект «Маленькая Ракета Пиу-Пиу», журнал «Чудеса и приключения – детям» при поддержке ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики» объявляет конкурс рису.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ.

Проект по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста на тему:Детям знать положено!

Актуальность проблемы: У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

Психогимнастика для дошкольников: этюды и упражнения.

Опубликовано Октябрь 9, 2013

Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.

В психогимнастику для дошкольников входят специальные этюды, игры и упражнения, задача которых -это развитие и коррекция разных компонентов детской психики, куда входит познавательная и эмоционально-личностная сфера. В прошлой статье Психогимнастика: упражнения для мозга я рассказывала о развитии познавательной сферы, сегодня поговорим о сфере эмоциональной.

Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

Чтобы занятия имели максимальный эффект, лучше проводить их в группах по 6 дошкольников. Но можно проводить занятия и с мамой вдвоем, если нет других вариантов.

Сегодня Советы психолога предложат вам один блок занятий, который можно проводить с дошкольниками и младшими школьниками.

-тряпичная кукла. Покажите детям тряпичную куклу. Пусть каждый по очереди попробует, как двигаются ее руки и ноги. Поднимите руки куклы и отпустите их. Пусть дети повторят. После работы с куклой предложите детям стать тряпичной куклой. Пусть они расслабляют руки, а вы поднимайте их и отпускайте.

-сонный котенок. Предложите дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки на несколько секунд.

-уставший пес. Предложите ребятишкам показать уставшего пса. Пусть немного наклонятся и пройдут наклоненными по кругу. Ноги должны почти не отрываться от пола, голова опущена. Затем пес садится и засыпает.

2. Учим выражать разные эмоции. Главной задачей на этом этапе является стимулирование детей к показу названных в этюдах эмоций. Если в этюде участвует одно действующее лицо, то можно участвовать всем детям одновременно. Взрослый должен читать стихотворение. Со временем дети его выучивают наизусть.

-Предложите детям отыграть этюд «Непослушный Саша». В нем участвуют три ребенка.
Саша не хочет слушаться маму,
Саша капризный и очень упрямый.
Мама ему говорит одеваться,
Саша идет с полотенцем купаться.
Папа собрался с сыночком гулять,
Саша быстрей собирается спать.
Мама не знает и папа не знает,
Когда же их мальчик послушнее станет.

-Этюды «Даша и кукла Катюшка» и Вова и щенок предназначен для показа одним ребенком. Пусть все девочки по очереди побывают в роли Даши, а мальчики – в роли Вовы.
Куклу подарили Даше,
Даша очень-очень рада.
Даша прыгает и скачет,
И уже два дня не плачет!
Даша кукле шьет одежку,
Даша куклу кормит с ложки.
Лучше всех ее Катюшка –
Кукла – лучшая игрушка!

-Вове щенка подарили -он рад!
Он с ним играет и бегает в сад.
Любит щенка он сильней, чем игрушки,
Он даже спит на одной с ним подушке.

-Этюд Щенок удивляется. В этюде участвует один ребенок.

Всему на свете удивляется щенок,
Зачем носить перчатки людям и носок?
Зачем с утра хозяин умывается
И каждый день куда-то собирается?
Зачем летают мухи, пчелки, птички
И почему едят жучков синички?
Все непонятно малышу, но интересно!
Он вырастет – и будет все известно!

3. Модели желательного и нежелательного поведения (выражение негативных эмоций, сравнение разных моделей поведения).

-«Мама огорчена». Петя разбросал игрушки. Мама вечером просит его собрать игрушки, а Петя не хочет. Мама огорчена, она смотрит на Петю и качает головой. Петя не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки?

-«Лена помогла собачке». Песик Тузик бежал по огороду и поранил лапку. Он жалобно завыл, лег на траву и стал лизать больную лапку. Коля увидел Тузика, посмотрел на его лапку и побежал играть в футбол. Через время песика увидела Лена. Она заметила, что он лижет лапку, помазала ее зеленкой и забинтовала. Тузик в благодарность лизнул Лену в щечку.

-«Костя посадил дерево». Костя приехал в деревню к дедушке. Дедушка встал рано утром и пошел в огород. Костя побежал вслед за дедушкой и увидел, что дедушка копает ямки и собирается садить деревья. Костя попросил дедушку разрешить ему посадить самому дерево. Дедушка разрешил посадить вишню. Костя очень обрадовался. Он выкопал ямку, налил в нее воды, поставил саженец и закопал ямку. Ура, Костя посадил первое дерево в своей жизни!

Уважаемые читатели, все предложенные этюды и упражнения в статье «Психогимнастика для дошкольников» являются моими личными наработками, поэтому при перепечатывании материалов оставляйте, пожалуйста, ссылку на мой сайт. Давайте уважать труд друг друга…

Читайте также :

Источники: http://m.baby.ru/blogs/post/179682547-26152066/, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/12/18/psikhogimnastika-dlya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta, http://psiholog1.com/razvivaem_s_pelenok/superdetki-3-5-let/psihogimnastika-dlya-doshkolnikov-etyudyi-i-uprazhneniya.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением