Логопедические занятия для детей 3 лет упражнения





Логопедические упражнения, занятия

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.


Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

Полезный материал для занятий:

Логопедические упражнения для детей 4-5 лет


К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо дляего дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочьнесколько наших советов:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенкуназвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий васзвук в начале, середине, конце слова, например [C]: санки, весы, автобус; [З]:заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]:жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата,пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука,затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш,ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ееперед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органовартикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии егофонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнениевыполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался сжеланием. Добиться результатов вы сможете только при условии положительныхэмоций ребенка.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются,как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние.Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ клевому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней частинеба).

4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучшевсего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык икакие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба,кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губыулыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается избыстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языкаупирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакиваетв положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылиласьводичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед«рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоиттвердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокамязыка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струивоздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры:мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, простосильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде«кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумякарандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (нераздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу,а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, номожно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося«д-д-д. » (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильновыдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончикязыка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3)произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языкабыл поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенкаполучился новый звук!

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйтезвуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО,ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова,называть картинки с этими звуками.

7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободнойречи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесьтерпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работенад следующим.

9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и«ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опаснодля будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем нетолько эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д –т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не толькосмешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущихошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положенииорганов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазамиих звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писккомара или жужжание жука.

Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а онопределяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затемподберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе,шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития,попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самыйвосприимчивый.

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнегоребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель,свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам.При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет иобъясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснитьразличия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный,у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге,картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание,понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждаетотрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию иотличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способенвыступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передаваянастроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написаниенескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые словаиз трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищныеошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ,сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. Иваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраствашего ребенка.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Таким образом, работа с детьми раннего возраста позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания ребенка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому приходится заниматься просвещением родителей, предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить практические занятия, т. е. учить видеть проблемы у своих детей и своевременно на них реагировать.

Андреева В. М. Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста// d 020. sho. la dla - vas - roditeli /1 rannij - vozrast
  • Блинкова Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
  • Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно.- М. Айрис-пресс, 2004.
  • Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. Творческий центр Москва, 2005.
  • Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.- М. ТЦ Сфера, 2011.
  • Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет//Логопед.№ 6.
  • Кротова Т. Б. Минина О. А. Можейко А. В. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии.- М.:АРКТИ, 2010.
  • Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта//Логопед.2005.№ 2.
  • Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1980.
  • Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал.- Волгоград: Учитель, 2009.
  • Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.- Изд.7-е.- М. Теревинф, 2012.

  • Похожие статьи

    Источники: http://www.logolife.ru/logopedicheskie-uprazhneniya, http://detsad3loev.schools.by/pages/logopedicheskie-yprazhneniya-dlya-detei-4-5-let, http://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3417/






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением