Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте





Сюжетно-ролевые игры

Занятия игры - раздел, где можно разместить или найти интересные вариации сюжетно-ролевых игр. Планы и конспекты проведения занятий с содержанием сюжетно ролевой игры, помогут педагогам творчески подойти к построению воспитательно-обучающего процесса.

Сюжетно – ролевая игра помогает развивать запас игровых действий с игрушками, дает представление о множестве сюжетов которые можно обыграть, формирует умение играть отдельно и с коллективом, развивает творческие и коммуникативные способности.

Сюжетно-ролевые игры. Конспекты игровых занятий

Показаны публикации 1-10 из 2163 .
Все разделы | Сюжетно-ролевые игры

Что может быть для дошкольника интересней и занимательней игры? Большое место в жизни старших дошкольников занимает.

Сюжетно ролевая игра. Кафе «Сказка»

Сюжетно ролевая игра. Кафе «Сказка» Цель: Создать условия для обогащения содержания творческих игр, освоения.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр своими руками. Фотоотчёт из прошлого

Игра - представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детском возрасте и сопровождает человека на.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Задачи сюжетно - ролевой игры Больница : - Знакомство детей с профессией Врач ; - Формирование у детей умения.

Основной аспект игры детей подготовительной группы детского сада - отражение взаимоотношений взрослых друг к другу.

Сюжетно-ролевая игра «Строители ракет»

Задачи: 1. Расширение знаний детей о труде конструкторов ракет. 2. Способствование развитию навыков выполнения.

Сюжетно-ролевая игра с использованием конструирования во второй младшей группе «Мы едем, мы едим в далёкие края».

Тема: «Кукла Катя и собачка в гостях у детей детского сада». Воспитатель: Березуцкая Т. В. с.

План конспект сюжетно – ролевой игры для старшего дошкольного возраста. МБДОУ д/с №8 Старшая группа «Русалочка».

Вся наша жизнь-игра! Правдивое высказывание, потому что игра сопровождает нас с детства и до почтенного возраста. Мы играем сами, с детьми и внуками. Именно в игре малыш с рождения всесторонне развивается, учится говорить первые слова, глядя на улыбающихся и ждущих чуда родителей, учится высказывать жестами, мимикой, голосом свои пожелания, усваивает гигиенические навыки и мн.др. Попав в детский садик, малыш продолжает воспитываться и обучаться посредством игры. Для того чтобы помочь ребенку легче социализироваться, педагоги ДОУ посредством игры формируют в воспитанниках умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Игры могут быть импровизированные и заранее спланированные. Задача воспитателя помочь детям выбрать из множества игр одну, распределить роли, играть по правилам, использовать различные способы взаимодействия в коллективе.

Такие игры как «Семья» и «Больница» учат малышей, заботься о своих близких, заниматься своими обязанностями и доводить начатое до конца. «Спасатели», «Моряки», «Военные» помогают формировать патриотизм и отвагу. «Магазин», «Строители» - формируют представление о профессиях, учат планированию и последовательности.

Многие специалисты не без оснований говорят о детских сюжетно-ролевых играх как о своеобразной репетиции вхождения детей во взрослую самостоятельную жизнь. Подражая взрослым в этих играх и наблюдая за тем, как это делают сверстники (пользуясь «другим», своим собственным опытом, перенятым у «других» взрослых), дети уточняют свои сведения о мире и моделируют своё поведение в обществе. Вот почему сюжетно-ролевые игры так важны для социально-коммуникативного развития и социализации дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников

Опубликовано 21.03 | Автор: nata_li

Как уже говорилось ранее, всё развитие ребёнка проходит в игре . Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это особый и очень важный вид игровой деятельности дошкольников. Именно с трёх лет сюжетно-ролевые игры становятся для дошкольников ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребёнка; происходит развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения и т.д.), а также закладываются предпосылки для развития других видов деятельности ребёнка.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это такой вид детской деятельности, при котором ребёнок воображает ситуацию, придумывает сюжет и выполняет роль.

Особенности сюжетно-ролевой игры детей .

1. В основе игры лежит мнимая воображаемая ситуация. Играя и выполняя игровые роли, дети постоянно фантазируют, они воображают такие ситуации, в которых не оказались бы в реальной жизни. Например, выполняя роль врача, ребёнок может делать операцию кукле используя при этом вместо скальпеля карандаш. Или малыш может отправиться в открытый космос, построив из стульев ракету, или поехать к морю на поезде, который соорудит из дивана и т.д. В общем, сюжетно-ролевая игра для дошкольника – это просто огромное поле для детской фантазии.

2. В сюжетно-ролевой игре дети проявляют наибольшую самостоятельность. Дошкольники самостоятельно придумывают сюжет игры, самостоятельно подбирают предметы – атрибуты для игры, придумывают игровых персонажей, распределяют роли и выполняют игровые действия.

3. В игре дети воплощают свой взгляд к разыгрываемой ситуации. Как правило, дети придумывают игру по сюжету, который вызвал у ребёнка определённые эмоциональные впечатления. Например, моя племянница, которой было 3 годика, перекрестила дома всех кукол после того, как сама прошла обряд крещения. Она ещё потом долго играла в церковь – настолько сильные впечатления вызвало у неё это событие.

4. Сюжетно-ролевая игра дошкольников всегда носит творческий характер. Творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляется во всём – с момента выбора сюжета для игры до разыгрывания роли в этой игре. Иногда дети даже самостоятельно готовят атрибуты для своих игр. Они могут что-то нарисовать, слепить или просто смастерить из подручных материалов. Вы только посмотрите, дети в обычных окружающих нас вещах видят необычные предметы, которые можно использовать в игре. Например, обычный диван может быть поездом, или кресло – ракетой, или несколько стульев – огромным кораблём для морского путешествия, фантазия и креативность ребёнка здесь неограниченны. Кроме этого, творчество ребёнка в игре проявляется и в подборе предметов-заместителей для игры. Например, из обычных кубиков можно сделать пирожные для празднования дня рождения, или тот же кубик может выполнять роль мыла, или они могут выступать в роли панели управления в космическом корабле и т.д.

5. Игра эмоционально насыщена. Играя, ребёнок испытывает и проявляет множество эмоций. Дошкольника в игре можно даже сравнить с актёром на сцене – он живёт той ролью, которую взял на себя.

Компоненты сюжетно-ролевой игры дошкольников .

  • Сговор детей на игру – это компонент сюжетно-ролевой игры, который заключается в совместном согласовании детей на совместную игру. Как правило, среди группы детей находится инициатор игры или лидер, который предложит остальным детям поиграть в какую-нибудь игру. Иногда у детей применяются так называемые «зазывалочки» (например, «Собирайся народ – кто в «Магазин» играть пойдёт. »). После того, как все желающие собраны, обговариваются место игры, действия, подбираются атрибуты, распределяются роли. Если в сюжетно-ролевую игру ребёнок играет со взрослым, то происходит почти то же самое, только инициатором игры скорее всего будет выступать взрослый, хотя это не обязательно, т.к. сюжетно-ролевая игра – это всё же самостоятельная деятельность детей.
  • Сюжет игры – это сфера детской деятельности, в которой ребёнок отражает определённые действия через игровую ситуацию.

Выделяется виды сюжетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников

1) Бытовой сюжет игры («Семья»)

2) Производственные сюжеты игры («Магазин», «Больница»)

3) Общественные сюжеты игры («Праздник»)

Любой вид сюжетов детской игры претерпевает изменения в связи с развитием общества и всегда отражает социальную ситуацию, общественный строй, которые сложились в обществе окружающем ребёнка.

  • Содержание сюжетно-ролевой игры – это воспроизведение отношений, ситуаций и деятельности, осуществляемые ребёнком. У детей разного возраста разное содержание детской игры . Дети младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) имеют достаточно маленький жизненный опыт и их содержание игры достаточно примитивно. В основном дети этого возраста просто выполняют действия с предметами. Сюжет игры может развиваться благодаря действиям взрослого. Поэтому, почаще играйте со своим ребёнком, показывая ему новые действия. В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) представления об окружающем мире становятся шире и уже можно наблюдать комбинированную игру. В комбинированной детской игре взрослый почти не оказывает влияния на развитие сюжета игры, большую роль играют внешние события, которые произошли с ребёнком. Поэтому важно насытить жизнь ребёнка интересными событиями (чаще гулять с ребёнком, ходить в театры, на выставки, в походы и т.д.), тогда содержание детской игры будет богатым и насыщенным. В старшем дошкольном возрасте (6 – 7 лет) дети испытываю интерес только к определённым сюжетам. Неинтересные и скучные моменты игры дети как бы «вырезают» из содержания со словами «А давай, как будто мы уже…» -это так называемая усечённая игра. Видно, что содержание детской игры имеет усложнение и развитие, т.к. на первом этапе (в младшем дошкольном возрасте) игра проходит у детей по схеме «человек - предмет»; на втором этапе (в среднем дошкольном возрасте) игра превратилась в позицию «человек - человек», а на третьем этапе (в старшем дошкольном возрасте) дети действуют по схеме «замена предметов или их замещение».
  • Роль в игре – это игровая позиция ребёнка. Можно выделить некоторые особенности роли в детской игре :

-игровая роль содержит определённые правила поведения в игре;

-роль в детской игре показывает образец действий;

-игровая роль озвучивает игрушку, с которой действует ребёнок;

-роль в игре развивается с возрастом детей.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – очень важный вид деятельности и не стоит игнорировать его или ругать ребёнка за беспорядок. Этот вид детской деятельности не менее важен для дошкольников, как например, изобразительная деятельность или занятия по математике или развитию речи. Уделяйте сюжетно-ролевой игре должное внимание.

Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть спутником детства , составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни . Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связанно с рядом условий наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.

В своей группе я организовываю предметные игровые взаимодействия, что облегчит детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. На первом этапе обучения детей играть, я формирую простейшие условия с сюжетными игрушками. Для этого развертываю сюжетную игру на глазах у детей, одушевляю кукол и другие игрушечные персонажи.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками я перехожу к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом. Например, варю суп на игрушечной плите, а затем кормлю им кукол; стираю кукольное платье в игрушечном тазике, а затем глажу его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни. Сначала я сама разыгрываю сюжет на глазах у детей. При последующем повторении подключаю к игре одного-двух малышей: Соня, я мишку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?

На этом этапе работы, наряду с сюжетными игрушками, ввожу в совместную игру предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка). Это способствует развитию воображения.

Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со мною могли развертывать игровые действия, я следую сохранению предметно-игровой среды или специально ее организовываю. Усложняю, обогащаю предметно-игровую среду за счет увеличения игрушек. Учу детей пользоваться в играх строительным материалом (кубы, бруски, пластины), простейшими деревянными и пластмассовыми конструкторами, природным материалом (песок, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; пускать по воде игрушки). Развиваю умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают его внутренний эмоциональный комфорт.

В игре развивается:

-способность к воображению;

Источники: http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-igry, http://nashidetci.ru/syuzhetno-rolevyie-igryi-dlya-detey-doshkolnikov/, http://ds100.centerstart.ru/node/435





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения