Проект пальчиковые игры средство развития речи





Навигация по статьям

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста — курсовой проект

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр. 6

1.1. Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте. 6

1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи. 12

1.3. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста 18

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. 24

2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 24

2.2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр (на примере пальчикового театра) 35

Список литературы. 40

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел , в котором сходятся различные линии психического развития -мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст -это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин).

Скачать Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Проект по развитию речи (младшая группа) на тему:
Использование потенциала пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав данную тему. При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д. Дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности

Скачать:

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Использование потенциала пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Неустроева М.Н.ВоспитательМБДОУ ЦРР «Кэнчээри»
678650, Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Ытык-Кюель______________________ул. П.Васильева 49; тел: 41-525______________________Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – детский сад «Кэнчээри»

Слайд 2
Проблемой проекта является низкий уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста.Ученые установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Слайд 3
Актуальность проекта заключается в формировании и развитии речи дошкольников, с включением в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Наиболее продуктивными для решения поставленной проблемы являются пальчиковые игры, которые при организации учебно-воспитательного процесса дают наиболее значимый эффект в работе с детьми.

Слайд 4
Цель работы:
выявление роли пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Слайд 5
Задачи
1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.2. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.3. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 6
Объектом исследования является развитие речи детей младшего дошкольного возраста.Предмет исследования: использование пальчиковых игр как педагогическое средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 7
Гипотеза – использование пальчиковых игр будет способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста:- подбора пальчиковых игр способствующих развитию мелкой моторики руки; - систематическое проведение пальчиковых игр с детьми в разных видах деятельности.

Слайд 8
Методы исследования:
Анализ литературы по изучаемой теме.Педагогический эксперимент, включающий:- выявление уровня развития мелкой моторики руки у детей;- статистическую обработку полученных экспериментальных данных.

Слайд 9
Новизна и практическая значимость работы состоит в создании информационного банка пальчиковых игр, которые будут направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.Участники проекта: воспитанники младшей группы.Срок реализации проекта: в течение учебного года

Слайд 10
Этапы проекта
Подготовительный: Изучение методической литературы по данной теме.Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук. Подготовка наглядного материала: слайдов для мультимедийного демонстрирования письменных консультаций для стенда информации современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

Слайд 11
Основной: Составление перспективного плана. Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий. Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями. Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком. Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования. Проведение (совместно с родителями) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

Слайд 12
Заключительный: Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи.

Слайд 13
Предполагаемый результат работы:- По окончании проекта уровень развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста должен соответствовать высокому;- Ребенок должен овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Слайд 14
Спасибо за внимание!

Проект (средняя группа) на тему:
Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».

Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего первого опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающие значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисованию, развитию речи, математике и другие).

2. Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

1. Разучивание потешек, использование атрибутов к пальчиковым играм.

2. Изобразительное творчество.

3. Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.

В данной работе рассматривался вопрос о влиянии «Пальчиковых игр» на речь детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

В наше время все чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, так как считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитие речи детей дошкольного возраста.

Длительность проекта: в течение учебного года.

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определения содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации;

- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и другие;

- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и другие;

- выставки детских работ.

Основной этап реализации проекта.

1. Составление перспективного плана проведение пальчиковой гимнастики с ребенком.

2. Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.

3. Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком.

4. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Работа с родителями.

  1. Выставки игр и атрибутов по развитию моторики рук детей;
  2. Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики»,

« Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

  1. Мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  2. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  3. Родительские собрания: знакомства с проектом «Веселые ручки»;
  4. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей
  1. Семинар – практикум «Чтобы четко говорить – надо с пальцами

Источники: http://edutext.net/kursovye-proekty/palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta/, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/15/ispolzovanie-potentsiala-palchikovykh-igr-dlya-razvitiya-rechi, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/03/proekt-palchikovye-igry-kak-sposob-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением