Игры способствующие развитию ребенка дошкольного возраста





Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Кудлик Ирина Васильевна, педагог Центра «Планета детей»

Влияние пальчиковых игр на гармоничное развитие ребёнка дошкольного возраста

Влияние пальчиковых игр на гармоничное развитие ребёнка дошкольного возраста

Пальчиковые игры. Когда же они возникли? Так ли они нужны? И для чего собственно нужно в них играть? Ответы на все эти вопросы будут действительно интересны тому, кто хочет иметь крепкий иммунитет и быть в тонусе, развивать оба полушария мозга, мыслительные функции речи, иметь здоровые внутренние органы, да и просто получать огромное удовольствие от общения с тем или теми, кто решил разделить с вами это удивительное, захватывающее, да ещё и, как доказано таким крупным учёным, как В.М. Бехтерев, таким великим педагогом, как В.А. Сухомлинский, очень полезное дело.

Так вот, как оказалось, ещё во втором веке до нашей эры в Китае знали о том, что развитие головного мозга неразрывно связано с моторикой рук. Древние китайцы обнаружили, что упражнения для пальцев и рук производят невероятный эффект на организм в целом. Они гармонизируют тело и разум, положительно влияют не деятельность мозга.

Японская акупунктура тоже это подтверждает. У каждого из нас на пальцах, ладонях, кистях рук расположено огромное количество рефлекторных точек. При стимуляции этих точек идут импульсы в центральную нервную систему. Таким образом, при массаже определенной точки, идет воздействие на внутренние органы, которые связаны с ней.

Большой палец – отвечает за активность головного мозга.

Указательный – связан с желудком.

Средний – с кишечником.

Безымянный – с печенью и почками.

Мизинец – с сердцем.

Наши предки тоже активно использовали пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки». Возможно, они не догадывались о точной пользе этих игр, но, как оказалось, очень правильно играли со своими детьми.

Продолжу для тех, кому действительно важны и интересны пальчиковые игры.

Я работаю в детском саду уже 8 лет и всё это время постоянно, а не от случая к случаю, занимаюсь с детьми пальчиковыми играми. Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном учреждении.

Перед игрой с детьми мы обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Выполняя упражнения вместе с детьми, я демонстрирую собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав две или три пальчиковые игры, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся мы оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Я не ставлю перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Я никогда не принуждаю, пытаюсь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание или меняя игру). Стимулирую подпевание детей, «не замечаю», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряю успехи.

Первое, что дети испытывают, встречаясь с пальчиковыми играми, – это восторг, удивление тому, что можно так замечательно играть. Потом к детям приходит осознание того, что они хотят постоянно повторять уже известные им пальчиковые игры, да и к тому же имеют огромное желание узнать всё больше и больше новых пальчиковых игр и играть в них с воспитателем, своим другом, мамой и т.д. Что же делают дети?

Они начинают просто требовать продолжения игры и при этом так входят во вкус, что, слушая новое стихотворение или уже прочитанное когда-то, дети начинают прикидывать: можно или нельзя сделать из этого стихотворного произведения пальчиковую игру. Дальше – больше. Дети не только подбирают стихи к пальчиковым играм, но и сами начинают предлагать движения для пальчиков. И это ещё не все.

Рассказав дома своим родителям те пальчиковые игры, что знают сами, дети просят родителей купить книжку с пальчиковыми играми в магазине. Как вы думаете, радует ли это меня? Да я просто в восторге от всего происходящего! Вы думаете это всё? Не тут-то было. Дети, узнав, что я могу рифмовать строчки, постоянно требуют, чтобы я сочиняла для них новые пальчиковые игры.

В заключении я призываю вас: играйте в пальчиковые игры, развивайте своих детей, и тогда вы, как и я, увидите, как ваши дети будут меньше болеть, смогут очень быстро выучить что-либо наизусть, как они красиво нарисуют и напишут, когда придёт время, как они чудесно справятся с лепкой, аккуратно вырежут ножницами, смогут очень быстро и качественно помочь вам перебрать крупу или собрать мозаику из очень мелких деталей. А как будет развита речь ребят и их мышление, если вы сначала поможете, а потом и сами втянетесь в эту чудесную, захватывающую и полезную пальчиковую игру!

Некоторые из пальчиковых игр собственного сочинения я предлагаю вашему вниманию.

Презентация пальчиковых игр на тему «У нас на огороде». Автор – Душкина Т.В.

(Движения пальчиков дети придумывают самостоятельно)

Мы лучок посадим в землю, там он пустит корешки.

Очень скоро нам подарит он зелёные вершки.

Круглые, зелёные в блестящем сундучке,

Как бусинки нанизаны горошинки в стручке.

Я в тарелочку нарву листики салата.

Дидактические игры как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста .

Дидактическая игра представляет собой многоплановое. сложное педагогическое явление. она является игровым методом для детей дошкольного возраста. самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.

У детей развиваются сенсорные способности. знакомятся с цветом. формой. величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь. формируется правильное звукопроизношение.

В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов. которые являются символом чего-то другого. то. что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна. а иногда она может быть отдельной. В любом случае. игра представляет попытку детей организовать свой опыт.

По мнению Л. С. Выготского. игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом. но творческая переработка пережитых впечатлений. комбинирование их и построение из них новой действительности. отвечающий запросам и влечением самого ребенка.

Л. С. Выготский подчеркивал. что ребенок в игре из элементов. взятых из окружающей жизни. создает новое творческое построение. образ принадлежащий ему самому.

Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме. ребенок использует один предмет. в качестве заместителей реальных предметов. осуществляющих символизацию.

А.Н.Леонтьев рассматривал игру как естественный для ребенка вид деятельности. мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления. знания. Ярко проявляются особенности мышления. воображения ребенка. его эмоциональность. активность. развивающая потребность в общении.

Игровое действие позволяет ребенку выразить свои самые фантастические желания. свои мечты. ему открываются широкие просторы для проявления творчества. активности. смекалки.

Эмоциональная насыщенность игр связана с их образностью и оригинальными игровыми действиями. перевоплощением в конкретный образ в игровой ситуации. использованием диалогов. характеризующих персонажей и их действий.

Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их. форму. цвет. размер. из какого материала сделан. для чего нужен. из каких частей состоит. где его можно увидеть сегодня и т.д. дети выполняют роль знатоков .

Как отмечал А. Н. Леонтьев. дидактические игры относятся к рубежным играм , представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности. которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности.

Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность. выполнить игровые действия. добиваться результата.

Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным. запоминать сравнивать. классифицировать предметы.

В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира. тренируется наблюдательность. пробуждается фантазия. укрепляется память.

Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию. совершенствованию движений. выразительности речи. развитию творческой фантазии. яркой. проникновенной передачи образа.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации. к употреблению слов. обозначающих обобщенные понятия.

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка. вносящий в его развитие такой вклад. какой не может сравниться ни с чем другим.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру. её роль в ознакомлении детей с предметами. явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием Парные игры , которые требуют сосредоточенности. внимания. умению выделить в предмете общее и различное. восстановить недостающие части. нарушенный порядок и др. Е.И.Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость. В играх ребенок вынужден проявить умственную активность и настойчивость в овладении окружающим. в осуществлении задуманного. умение поставить цель и добиться ее решения.

Игра помогает развивать умение самостоятельно организовываться. принимать правила игры.

Систематически проводя с детьми дидактические игры. можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь. но и уточнять знания об окружающем.

1) Бусы для куклы
Цель. Развивать соотносящие действия. координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности .
Оборудование. Крупные бусы. цветная проволока. леска .
Ход игры. Педагог обращает внимание детей на кукол. сидящих в широком уголке. говорит. что они хотят устроить праздник. а для того им нужны украшения бусы. Раздает детям бусы. цветные проволочки и показывает. что одной рукой надо взять бусинку. а другой проволочку. найти отверстие в бусинке и продеть через пего проволочку. Помогает каждому ребенку надеть первую бусинку. Затем дети работают самостоятельно. Концы проволоки соединяет педагог. После этого бусы надевают на кукол и мишек. Те берут за руки детей и пляшут с ними.

2) Спрячь матрешку
Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами. обращая внимание на их свойства .
Оборудование. Двухместные матрешки по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает детям матрешки (закрытые), трясет свою матрешку и говорит: Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так . (Открывает матрешку.) Дети повторяют движения. Воспитатель радостно восклицает: Вот! – поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матре-шечек. Педагог продолжает действовать с игрушкой: Спрячем матрешек вот так. (Медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки! Дети повторяют действия. Игра проводится 2–3 раза.

3) Найди цветок для бабочки
Цель. Та же, познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).
Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, со масштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.
Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают ( такой же ), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается. В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно .

Источники: http://www.roditeli-info.ru/index.php/mama-pages/9-lessons/160-game, http://io.nios.ru/articles2/51/10/vliyanie-palchikovyh-igr-na-garmonichnoe-razvitie-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta, http://ds206.centerstart.ru/node/496






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением