Условия успешной адаптации ребенка школьному обучению





Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Крюкова Л. В.

Статья содержит результаты изучения эмоциональной сферы ребенка с помощью показателей адаптации первоклассника к школьному обучению. Рассмотрены особенности организации воспитательно-об­разовательного процесса, которые обеспечивают условия успешной адаптации первоклассника к школе, изучены методы диагностики и исследования эмоциональной сферы первоклассника. Для исследования была использована методика «Дерево» и сравнены результаты с показателями развития эмоциональной сферы детей. Сделаны выводы об уровне адаптации на фоне развития эмоциональной сферы и разработаны рекомендации для улучшения работы с первоклассниками.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения , Крюкова Л. В.

Малиевский Виктор Артурович, Баширова Гульнара Имидовна, Клишо Гузель Камиловна

САЧКОВА ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА, КУЛАГИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Крюкова Л. В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №25-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-sfera-rebenka-kak-odin-iz-pokazateley-adaptatsii-pervoklassnika-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 26.09).

Крюкова Л. В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-sfera-rebenka-kak-odin-iz-pokazateley-adaptatsii-pervoklassnika-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 26.09).

Крюкова Л. В. (2012). Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-sfera-rebenka-kak-odin-iz-pokazateley-adaptatsii-pervoklassnika-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Крюкова Л. В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №25-1 С.20-23.

Крюкова Л. В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2012).

Крюкова Л. В. (2012). Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

Советы к этой статье

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.

Получай лучшие статьи и предложения от Школы профилактики

Самые обсуждаемые статьи

Адаптация ребенка к школе

Начало школьного обучения – один из самых важных и сложных периодов в жизни ребенка. С первых дней посещения школы перед детьми стоят непростые задачи: умственное напряжение, физическая выносливость, соблюдение морально-этических норм, психологическая устойчивость, формирование характера, готовность к социальному взаимодействию. Неудивительно, что адаптация ребенка к школе требует много усилий и занимает некоторое время.

Длительность адаптационного периода

Период адаптации ребенка к школе в 1 классе может длиться от нескольких недель до полугода, а в некоторых случаях даже дольше. Условий, влияющих на длительность адаптационного периода, множество: возраст и личностные особенности ребенка, степень подготовленности ребенка к школе, сложность образовательных программ, вид учебного заведения.

Уровни адаптации

Процесс адаптации ребенка к обучению в школе протекает на трех уровнях:

Физиологические условия адаптации детей к школе

Чтобы организм ребенка не испытывал излишней нагрузки в связи с началом школьного обучения, необходимо обеспечить условия для нормальной физиологической адаптации ребенка к школе:


  • изменение режима дня ребенка в соответствии со школьным расписанием;
  • обеспечение двигательной активности ребенка между уроками (прогулок, подвижных игр, физкультуры);
  • создание удобного и безопасного рабочего места, соблюдение положения тела ребенка за письменным столом;
  • соблюдение правильного освещения, выполнение упражнений для глаз;
  • организация здорового питания ребенка;
  • полноценный отдых и сон;
  • закаливание.

Психологическая адаптация к обучению

С началом учебы в школе потребность ребенка в психологической поддержке возрастает в разы. Поскольку личность ребенка еще не сформирована, ему непросто справиться с ежедневными стрессами. Любовь, уважение, принятие, признание индивидуальности, развитие уверенности в себе, помощь в преодолении трудностей, формирование правильного отношения к неудачам и поражениям – все это ускорит психологическую адаптацию ребенка к школе.

Социальная адаптация ребенка к школе

Социально-психологическая адаптация ребенка к школе – это развитие личности ребенка и достижение гармоничных отношений с другими детьми и взрослыми. Социальную адаптацию можно рассматривать как заключительный этап приобщения ребенка к роли школьника. Об успешной адаптации можно говорит в том случае, если ребенок имеет чувство собственного достоинства, выстраивает равноправные отношения с одноклассниками, признает авторитет учителя.

Проблемы адаптации

Адаптационный процесс оставляет отпечаток на каждом из перечисленных уровней адаптации ребенка. Необходимо быть готовыми к проблемам адаптации ребенка к школе:


  • Физиологические. Ухудшение самочувствия, приспособление к новому режиму дня, усталость, нарушение сна, потеря аппетита;
  • Психологические. Тревожность, недостаток уверенности в себе, замкнутость, страх перед неудачей, желание угодить родителям или заслужить похвалу учителя, утрата интереса к учебе;
  • Социальные. Трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, приобретение социального статуса.

Все эти проблемы свидетельствуют о глубокой перестройке и приспособлении организма к новым условиям. Если проблемы адаптации детей сохраняются на протяжении длительного срока, необходимо обратиться за помощью к педагогу или психологу.

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка. Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях: Успокаивающее действие нормализует эмоциональное состояние ребенка, избавляет от повышенной возбудимости и помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Похожие статьи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. - презентация

1

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

3 Организация процесса обучения, воспитания и развития детей старшей группы с учетом потребностей и возможностей данного возраста Укрепление и развитие эмоционально- положительного отношения ребенка к школе, желания учиться Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации в школе Отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.

4 Организация процесса обучения, воспитания и развития детей старшей группы с учетом потребностей и возможностей данного возраста

5 Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации в школе

6 Укрепление и развитие эмоционально- положительного отношения ребенка к школе, желания учиться

7 Отказ от дублирования дошкольным учреждением содержания обучения в первом классе

8

9 Воспитатели, педагог-психолог и учителя-дефектологи проводят коррекционно-развивающую работу по подгруппам.

10 Для будущего первоклассника важны коммуникативные навыки: умение общаться с учителем и сверстниками, налаживать контакты в новых социальных условиях

11

12

14 Памятка для родителей Не рекомендуемые фразы для общения c ребенком - Я тысячу раз говорил тебе, что… -Сколько раз надо повторять… -О чём ты только думаешь… -Неужели тебе трудно запомнить, что… -Ты становишься… -Ты такой же как,… -Отстань, некогда мне… -Почему Лена (Вика и т.д.) такая, а ты - нет…

15 Памятка для родителей Рекомендуемые фразы для общения: - Ты у меня умный, красивый (и т.д.). -Как хорошо, что у меня есть ты. -Ты у меня молодец. -Я тебя очень люблю. -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

16 Психологические предпосылки овладения учебной деятельностью: познавательная и учебная мотивация, умение работать по образцу и правилу, связанные с развитием произвольного поведения

17 Преемственность в работе детского сада 66 и средней школы 37 по вопросам адаптации детей в первом классе

19 Направления работы по преемственности между педагогом- психологом детского сада и школы Формирование готовности к школьному обучению Выявление и сопровождение детей в семьях группы риска и детей, находящихся в социально-опасном положении Организация психологической помощи и поддержки обучающимся и их законным представителям

20

21

22

23 Было бы идеально, если бы преемственность каждого ребенка можно было сравнить с передачей эстафетной палочки

24 Оптимальная развивающая среда как условие успешного развития старших дошкольников

25 Большую роль в успешном социально- личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышлен ников

26 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л.А.Венгер «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л.А.Венгер

27

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-sfera-rebenka-kak-odin-iz-pokazateley-adaptatsii-pervoklassnika-k-shkolnomu-obucheniyu, http://schoolofcare.ru/articles/adaptaciya-rebenka-k-shkole/, http://www.myshared.ru/slide/967020/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения