Программа по адаптации детей к доу





Программа Растем вместе

Автор: А.Г. Дураева, педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 28 Снежинка , г. Набережные Челны
Необходимость создания развивающей адаптационной программы Растем вместе вызвана отсутствием единой программы по адаптации к ДОУ. Программа рассчитана на специалистов – педагогов-психологов, воспитателей, работающих с детьми раннего возраста и их семьями. В то же время материалы программы могут быть полезны и интересны родителям малышей.Цели программы: развитие положительных эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста и на этой основе – обеспечение базового чувства безопасности, которое будет способствовать успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.Задачи:

  1. Оптимизация процесса психологической адаптации – снижение уровня тревожности, создание комфортной ситуации, формирование социальной коммуникабельности, базового чувства безопасности.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Принципы, на которых базируется программа:

  • принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
  • принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
  • принцип комплексности;
  • принцип творческой активности.

Программа Растем вместе имеет две ступени:

  1. Программа Диада – направлена на работу в предаптационный период с семьями детей, которые вскоре станут воспитанниками ДОУ.
  2. Программа Здравствуй, малыш! – направлена на работу с детьми в адаптационный период.

Каждая ступень может проводиться самостоятельно и во взаимосвязи с другой.Используемые технологии:

  • коммуникативные игры;
  • телесно-ориентированные игры и упражнения;
  • арт-терапевтические упражнения;
  • упражнения с дидактическим материалом.

Кроме того, для достижения целей программы рекомендуется использовать в работе: наблюдение (систематическое, сплошное, включенное – позволяющее увидеть общую картину поведения детей в группе, одновременно зафиксировать разные стороны их поведения и эмоциональные реакции, а также быть активным участником совместных с детьми действий), беседу, анкетирование, психологическую консультацию.Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Успешная, более легкая и короткая по времени адаптация детей, поступающих в группы раннего возраста (с 2 до 3 лет), к условиям ДОУ.
  2. Овладение родителями приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста: понимание значимости положительного тактильного контакта с ребенком, обучение телесно-ориентированнным играм; упрочение эмоциональной связи с малышом в совместной деятельности.

Содержание программы Диада
Программа рассчитана на месяц, проводится в предаптационный период – в мае. Она включает:

  • групповую консультацию для родителей на родительском всеобуче в начале мая, где рассматриваются медицинские, педагогические, психологические аспекты подготовки ребенка к посещению ДОУ. Родители получают печатный материал – брошюру, в которой собрана вся информация о детском саде, его сотрудниках и главные правила поведения детей и родителей в период адаптации;
  • анкетирование родителей на всеобуче с целью прогнозирования степени готовности ребенка к посещению ДОУ, сбора анамнестических данных и информации об особенностях развития и воспитания ребенка в семье (анкета 1 – приложение 1);
  • индивидуальную беседу и диагностику, в ходе которых психолог знакомится с семьей и ребенком, диагностирует уровень развития социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания (анкета 2 – приложение 2);
  • цикл игровых сеансов, состоящий из 6 встреч в детско-родительских группах. Цель – введение ребенка в новый детский коллектив, становление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и семьей.

План-конспект игровых сеансов Характеристика этапов игрового сеанса (Актуальна и для игровых сеансов программы Здравствуй, малыш .)

  1. Диагностика эмоционального состояния ребенка по цветовому тесту Люшера (2–3 мин). Цель – отслеживание отношения ребенка к ДОУ, его эмоционального состояния в группе. Ребенку предлагается выбрать понравившийся шарик (из предложенных) и наклеить его на страничку в альбоме или обычной тетради (на каждый игровой сеанс отводится новая страничка), далее из оставшихся выбрать еще один шарик и приклеить рядом (по принципу цветового выбора Люшера). Шарики вырезаны из цветной самоклеящейся бумаги.
  2. Ритуал приветствия/прощания (2–3 мин). Участникам предлагается встать в круг, спеть песенку, помахать друг другу руками. Ритуал позволяет ощутить целостность и завершенность процесса, он остается неизменным на протяжении всего цикла игровых сеансов. В ходе проведения ритуала используются диски Е. Железновой.
  3. Пальчиковая гимнастика. Длится 3–4 минуты. Желательно упражнения менять.
  4. Игровая часть (10–15 мин). Цели – познакомить детей с многообразием предметного мира и научить с ним взаимодействовать, а также показать родителям приемы и способы обращения с дидактическими игрушками и материалами. Включает игры с дидактическими и обучающими игрушками (блоки Дьенеша, шнуровки, вкладыши, парные картинки, разрезные картинки и т. д.).
  5. Музыкально-ритмическая часть (2–3 мин). Делится на три части: музыкальные подвижные игры, игры на развитие общей моторики, игры на коленях. Музыкально-литературные композиции сопровождаются движениями в соответствии с текстом. Словесные образы передаются движениями рук, ног, головы, туловища, причем движения должны опережать слова. Педагог играет ведущую роль и являет собой пример для подражания. Родители – активные соучастники на протяжении всего игрового сеанса, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.
  6. Телесно-ориентированные игры. Самомассаж (1–2 мин), музыкальные игры на коленях у мамы (2–3 мин), релаксация с элементами массажа (2–3 мин) позволяют взрослым и детям получить более полный чувственный опыт партнерского взаимодействия.
  7. Изобразительная деятельность (10–15 мин). Включает в себя пальчиковое рисование и лепку. Изобразительной деятельностью дети занимаются совместно с мамами под руководством педагога. Такие занятия также сближают маму и ребенка.

Отдельные фрагменты игрового сеанса регулярно повторяются, что обусловлено особенностями восприятия детей раннего возраста: неоднократно пройденный материал становится знакомым, легко запоминается и доставляет детям радость.

Длительность игрового сеанса – 1 час. Количество участников в группе зависит от количества поступающих в ДОУ: если набирается одна ясельная группа, то приходят все дети этой группы; если две – то занятия проводятся отдельно с каждой группой. В конце каждой встречи организуется чаепитие.Прогноз адаптации к ДОУ
На основе полученных на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика): в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией.
Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптации (таблица).Таблица Прогнозирование возможной степени адаптации на индивидуальной беседе

2-й Рощинский проезд,дом 8, строение 4 115419 Москва, Российская Федерация

+7 (495) 231-46-79 +7 (495) 780-00-98 +7 (495) 723-72-95

Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение Учитель В пособии представлена целостная модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, соответствующее ФГТ. Интересные, продуктивные комплексные занятия, игры, упражнения с детским коллективом, семейной адаптационной группой, консультации и памятки для воспитателей групп раннего возраста в полной мере соответствуют новой социально-психологической реальности в практике дошкольного воспитания и позволят детям в сопровождении воспитывающих взрослых (педагога-психолога, воспитателя, мамы) эмоционально комфортно чувствовать себя в пространстве общественного учреждения. Предназначено методистам, психологам, воспитателям, социальным педагогам ДОУ и других учреждений, на базе которых функционируют детские сады и центры раннего развития, группы кратковременного пребывания; может быть полезно родителям.

Цена: 96 руб RUB
  • Автор(ы) Лапина Ирина Редактор(ы) Перепелкина А. В. Издательство Учитель ISBN 978-5-7057-2208-2, 978-5-7057-3373-6 Количество страниц 127 Упаковка обл - мягкий переплет (крепление скрепкой или клеем) Иллюстрации Черно-белые Масса 86 Размеры 201x140x5

    Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение Лапина Ирина В пособии представлена целостная модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, соответствующее ФГТ. Интер

    Ирина Лапина: Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение

    Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в Лабиринте ! У нас Вы можете купить книгу дешевле. а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки. фото и иллюстрации .

    Внимание!
    Если Вы обнаружили ошибку в описании книги Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение (автор Ирина Лапина ). пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

    Любимый книжный
    теперь под рукой:

    iPhone:
    уже в Эппсторе!

    iPad:
    осенью 2016

    Android:
    в разработке

    Лабиринт в соцсетях:

    Следите за акциями и спецпредложениями,
    участвуйте в викторинах, опросах и коллективных скидках,
    получайте призы!

    Украина +7 495 745-95-25

    Сумма без скидки 0 р.

    Вы экономите 0 р.

    Скидка 5% уже
    на второй заказ

    Вход и регистрация в Лабиринт

    Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных

    Вы здесь впервые?

    Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно

    Войти по коду скидки

    Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях!

    Войти через профиль в соцсетях

  • Источники: http://m.resobr.ru/article/44960-programma-rastem-vmeste-, http://www.labirint.ru/books/443649/






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением