Бытовая адаптация детей сирот





Статья по теме:
Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период

Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, а зачастую способтвует социальному иждивенчеству . Достаточно много работ и разработок непосредственно для детей детских домов дошкольного и школьного возраста. В данной статье мне хотелось обратить внимание на молодёжь, категорию детей-сирот, которые вот-вот должны будут самостоятельно находиться в социуме, без воспитателей. Возникает острая необходимость в создании механизма постинтернатного сопровождения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период.

В России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Большинство из них относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Как правило, эти дети изымаются из семей и государство берет на себя функции надзора, ухода, содержания, воспитания и их развития. Однако, достигая совершеннолетия и выходя в самостоятельную жизнь, эти дети нуждаются в социальной адаптации.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. В социализации личности – социальная адаптация является одним из ведущих механизмов. Среда постоянно воздействует на личность, которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность в свое время так же активно воздействует на среду. Данный механизм адаптации становится основой поведения и деятельности, в процессе социализации личности.

Воспитанник Детского дома может быть адаптирован биологически, но в процессе его социализации возникают проблемы, в первую очередь связанные с закрытостью учреждений и неумением приспосабливаться к новым условиям.

Мне, как социальному педагогу работающему с данной категорией молодежи особо значимой представляется проблема их интеграции в социум в постинтернатный период.

В Детский дом (Молодежный центр сирот) ГБОУ СПО Российского колледжа традиционной культуры поступают дети-сироты из школ-интернатов и детских домов, для получения профессии, в возрасте 16 лет. Эта молодежь уже в какой-то мере сформировалась и социально адаптировалась под те условия, которые были приняты данном гос. учреждении, где вся жизнь их подчинена общим правилам и распорядку.

Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, способствует социальному иждивенчеству, не готовит их к самостоятельной жизни. В связи с этим на базе Детского дома (Молодежного центра сирот) разрабатывается Служба сопровождения выпускников, в её основу будет входить Центр сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома.

Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детских домов необходима для успешной независимой самостоятельной жизни. Основным результатом педагогической целенаправленной работы по социальной адаптации является формирование социально активной личности, способной и нацеленной на самореализацию.

Социальная адаптация воспитанников детского дома в постинтернатный период на этапе подготовки к самостоятельной жизни представляет собой:

- процесс и результат успешного приспособления выпускника к условиям постинтернатного периода, то есть к изменившимся социальным условиям (новое учебное заведение, новый статус – студента, новое место жительства, новое социальное окружение);

- уровень социальной адаптации (высокий, достаточный, недостаточный) является результатом сформированности профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия.

Одной из острых проблем содержания образования детей-сирот является процесс перехода от массовой, коллективной парадигмы воспитания к индивидуальной. В педагогическом процессе учреждений государственного попечения необходимо сбалансировать соотношение коллективной и индивидуальной деятельности с детьми. Как показывают результаты беседы со специалистами, работающими в детских домах, недостаточно разработана технологическая, методологическая база, обеспечивающая повышение уровня социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, для решения данных проблем необходима разработка механизма подготовки воспитанников Детских домов к самостоятельной жизни, то есть внедрение новых форм, способов и средств социально-педагогической деятельности, повышающей уровень социальной адаптации воспитанников детского дома.

17 июля 2015, 12:00

Для детей-сирот в Бурятии создаются комнаты социально-бытовой адаптации

Реабилитационные комнаты уже работают в центрах Малышок , Парус и Добрый

Улан-Удэ, 17 июля 2015, UlanMedia. Комнаты социально-бытовой адаптации для детей-сирот создаются в Бурятии. Такие реабилитационные площадки уже работают в центрах Малышок , Парус и Добрый , сообщает ИА UlanMedia со ссылкой на пресс-службу министерства социальной защиты населения Бурятии.

Эти мероприятия предусмотрены региональной программой Алтан Сэргэ: крепкая семья , которая реализуется в республике на протяжении двух лет и получила финансовое подкрепление Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В комнатах социально-бытовой адаптации обстановка максимально приближена к домашней. Они оснащены электроприборами, которые используются в быту – микроволновкой, электроплитой, стиральной машиной, утюгом. Здесь каждый выпускник может подготовить себя к самостоятельной жизни. По окончанию курса дети должны, например, уметь варить кашу, жарить картофель, готовить бутерброды и выпечку. Предусматриваются занятия по приготовлению блюд и сервировке стола. В содержание программы по адаптации входят также темы по гигиене и уборке жилья, стирке и глажению белья, этикету поведения в различных общественных местах, дома, в гостях , - говорится в сообщении пресс-службы.

В ближайшее время комнаты социально-бытовой адаптациипоявятся еще в семи учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Напомним, более 270 млн рублей выделят на обеспечение жильем детей-сирот в Бурятии. В нынешнем году предоставить жилье сиротам планируют 14 регионов республики. На протяжении последних двух лет в республике формируется специализированный жилищный фонд для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

211,5 млн рублей получит Бурятия на лечебное питание для детей-инвалидов

24 августа, 12:30

Дед Мороз в июле: байкеры из Улан-Удэ навестили детей в центре соцпомощи

Галина Горбатых: Студентов в Бурятии не учат строить здания для маломобильных групп

Пожилые люди в Бурятии передают дома сиротам и нуждающимся матерям

16 февраля, 16:55

Соцвыплаты на 4,6 млн рублей получат 16 категорий граждан Бурятии в 2016 году

16 февраля, 15:35

Бал Эржены Будаевой впервые пройдет в Улан-Удэ

14 декабря 2015, 17:55

Сетевое издание Информационное агентство UlanMedia . Главный редактор О.В. Ерастов. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77- 58045 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 08 мая 2014. Учредитель и издатель ООО Институт пчеловодства .

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресусрах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного соглася автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Правила сайта

© 2005—2016 Медиахолдинг PrimaMedia

Партнер Центра Защиты Прав СМИ

Отправить сообщение в редакцию сайта?

18 декабря, 2009

Открытие комнаты социально-бытовой адаптации в рамках долгосрочного социального проекта Мир детства с Л'Ореаль

Л'Ореаль Россия совместно с Благотворительным фондом Кто, если не я в рамках долгосрочной социальной программы поддержки детей-сирот Мир детства с Л'Ореаль открыли комнату социально-бытовой адаптации в Обнинской специальной общеобразовательной школе-интернате VIII вида Надежда . Задача программы - создание условий для гармоничного развития воспитанников сиротских учреждений и оказание им материальной помощи. Занятия в комнатах социально-бытовой адаптации направлены на получение бытовых навыков (приготовление пищи, стирка и т.д), поскольку зачастую молодые люди не приспособлены к ведению быта. С начала 2009 года профессиональными комнатами психолога было оборудовано 14 детских учреждений Калужской области. В ноябре состоялся областной семинар по повышению квалификации штатных психологов. Результатом программы Мир детства с Л'Ореаль станет улучшение социальной и психологической атмосферы в интернатных учреждениях Калужской области, что благотворно отразится на детях - их здоровье, психическом и умственном развитии, ускорит и облегчит процесс социальной адаптации. Л'Ореаль Россия взяла на себя долгосрочные обязательства по поддержке 100 социально значимых проектов. Мы очень хотели, чтобы наше празднование выражалось не в пышном торжестве, а. в поддержке тех, кто в этом нуждается. Мы стремимся привнести в жизнь детей красоту и уверенность в том, что будущее зависит от их стремлений и достижений. Для этого особенно важно гармоничное развитие каждого ребенка, и мы приложим все усилия для реализации этой задачи , - заявил генеральный секретарь Л'Ореаль Россия Жорж. Шишманов. Опыт показывает, что с помощью занятий в комнатах социальной адаптации дети приобретают навыки и знания, которые им необходимы в будущем. Мы видим, что с нашей помощью жизнь детей становится более интересной и разнообразной. Надеемся, что сотрудничество с L'Oreal продолжится, что мы сможем выйти на качественно новый уровень и все вместе поможем еще большему числу нуждающихся детей , - отметила директор БФ Кто, если не я Людмила Фоменко.

материалы по теме:

Источники: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/06/17/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-sirot-v, http://ulanmedia.ru/news/society/17.07/450120/dlya-detey-sirot-v-buryatii-sozdayutsya-komnati-sotsialno-bitovoy-adaptatsii.html, http://portal-nko.ru/nko/news/p/1094





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения