Адаптация в детском саду советы психолога





БИБЛИОТЕКА | СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

детский психолог ДРЦ Монтессори Вершина

Журнал Мамино счастье №5 (16) Июнь 2009

Почти в каждой семье, где есть ребенок, рано или поздно наступает важный и поэтому волнительный момент – когда пришло время идти в детский сад.

Это серьезное событие в жизни каждого малыша и поэтому оно достойно достаточно серьезного внимания со стороны родителей. И в силах родителей облегчить этот этап - этап адаптации ребенка к детскому саду, помочь ему преодолеть его (с минимальными психологическими затратами). Ниже Вам предложены советы для более мягкой адаптации Вашего малыша к детскому саду, рекомендованные психологами нашего центра:

Подготовку к детскому саду можно начинать уже в год (и даже раньше). Включая малыша в группы детей (будь то развивающие занятия, коллектив детей на прогулке, развлекательные центры и т.п.), малыш начинает приобретать опыт общения, прежде всего с другими детьми. А вот во время посещения развивающих занятий перед ребёнком встаёт ещё и дополнительная задача – приспособиться к новому взрослому. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определенных условиях главным взрослым может быть не мама, а кто-то другой. Намного облегчает эту задачу участие в занятии мамы, так как мама как раз является проводником между новым взрослым и ребёнком. Такая ситуация позволяет ребёнку меньше тревожиться, поскольку мама все-таки остается рядом.

Очень важно развить навыки самообслуживания, самостоятельность ребёнка. Ребенок, умеющий самостоятель но кушать, раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его психологическом самочувствии. Помочь развить подобные навыки могут занятия, в содержание которых есть подобные задачи: к примеру, различные упражнения на застёгивания – расстегивания кнопок, пуговиц, замков; пересыпания – переливания и т.п. На первый взгляд, родителям эта деятельность может показаться пустяковой, но для ребёнка – это целая наука, осваивая которую он быстрее становится самостоятельным, уверенным, самодостаточным!

Важно за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад привести в соответствие распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Делать это нужно постепенно.

Все разговоры о садике с ребенком должны носить только позитивную окраску. Подчеркивайте все преимущества садика: о том, сколько новых друзей там появится, как там интересно и весело, много игрушек и разных игр; о том, как много детей хотят ходить в детский садик, но не могут, так как ещё слишком маленькие и многое не умеют – это может придать ребёнку ощущение взрослости, своего особенного и очень ответственного положения – что может добавить нужного настроя. Читайте стихи, рассказы про детский сад. (Подборку стихов про детский сад Вы можете посмотреть на нашем сайте в Рубрике В ПОМОЩЬ/Стихи для ребенка про Детский сад )

Ещё до сада можно изготовить авторский альбом, в котором бы отражалась последовательность режимных моментов, их содержание – что, за чем делают дети в детском саду. Тогда для ребёнка детский сад становится более понятным, а это снижает тревогу. Наклеивая в этот альбом фотографии с изображением тех или иных моментов (вырезки из журналов и т.п.) можно делать настоящие фотоколлажи, приклеивая фото самого ребёнка – в этом случае он уже заочно становится участником жизни детского сада.

Возможно, после того, как вы уже пошли в детский сад, у вас будут какие –то беспокойства. Постарайтесь избегать обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом, т.к. это волнение может передаться ребёнку.

При расставании с ребенком будьте уравновешены и спокойны, ведь ваше состояние полностью передается ребенку. Важно настраивать ребёнка, проговаривать, что когда вы придёте в группу, мама уйдёт, а он пойдёт в группу- это создаёт готовность к ситуации.

В первые недели, а иногда – и месяцы, избегайте шумных мероприятий (походы в театр, цирк, на дни рождения) – чтобы не растрачивать ресурс, так необходимый во время адаптации.

Если ребенок сильно плачет при расставании и хватается за маму, то прощайтесь как можно быстрее, не затягивайте расставание.

Если вы забираете ребенка раньше, всегда обращайте его внимание на то, что другие дети остаются, и их ждет много интересного.

После детского сада не утруждайте ребенка расспросами, как он провел день, старайтесь сделать пребывание дома максимально спокойным.

Не обещайте ребенку вознаграждение за посещение детского сада.

В период адаптации ребенку еще больше нужна Ваша эмоциональная поддержка. Общайтесь, обнимайтесь с малышом еще больше! И не забывайте, ребенок очень хорошо чувствует Вас! Будьте спокойны сами!

Воспитателю необходимо время для того, чтобы хорошо узнать вашего ребенка. Тесный контакт и нацеленность на конструктивное сотрудничество родителя значительно ускорят этот процесс. Опыт нашего центра показывает, что работа, направленная на постоянное взаимодействие педагогов и родителей, а также отслеживание каждого ребенка детским психологом во многом способствуют более легкому вхождению ребенка в новую для него среду.

Адаптация в детском саду для каждого конкретного ребенка будет протекать по-разному и зависит от многих факторов. Трудно определить, как долго она продлится, и насколько успешно будет проходить – это зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Для некоторых детей привыкание займет неделю, другим для полной адаптации в детском саду потребуется месяц или около полугода. Предлагаем несколько советов психолога, которые можно учитывать для более успешного привыкания ребенка к детскому саду.

Адаптация в детском саду

Трудности адаптационного периода

Ребенок, который начал ходить в дошкольное учреждение, сталкивается с массой трудностей. Адаптация является для него настоящим вызовом, однако при помощи и участии родителей есть большой шанс пройти этот период мягко и успешно. Сотрудничество между мамой и педагогами группы, их решимость и уверенность очень важны. Также необходимо вызвать у ребенка чувство собственной безопасности и пробудить любознательность и открытость новому опыту.

Страх разлуки появляется у детей примерно в 7-месячном возрасте и длится до поступления в школу. Это совершенно естественно и встречается у каждого ребенка. Начало посещения детского сада он иногда ассоциирует с первым расставанием с любимой мамой. Некоторые дети уже переживали опыт разлуки, когда их оставляли с бабушкой или няней. Малыши, которые посещают адаптационные группы при дошкольных учреждениях, гораздо реже имеют проблемы с привыканием. Трудности могут возникнуть у «домашнего» ребенка, который постоянно общается только с мамой и папой.



Как облегчить адаптацию в детском саду

Самый первый день в детском саду не является показательным. Ребенок еще не понимает, куда он пришел, почему вы оставляете его здесь. И самое главное – малыш не понимает, что должен провести несколько часов без вас, даже если вы говорили об этом тысячу раз. Плач и отказ идти в группу появятся в следующие дни. Что делать родителям?

1. Узнайте о режиме в предполагаемой группе детского сада за пару месяцев до поступления. Это поможет вам добиться максимального совпадения с домашним распорядком. Также научите малыша навыкам самообслуживания, так он не только быстрее привыкнет, но и будет чувствовать себя почти взрослым. Необходимый минимум для ребенка: есть самостоятельно, уметь попросить воспитателя о чем-либо, проситься на горшок.

2. Сформируйте у ребенка положительное отношение к детскому саду. Расскажите, что там играют, гуляют, кушают, а также танцуют, читают сказки и поют песни. В общем, делают то же самое, что и дома, но только все вместе. Однако не перегружайте его лишней информацией и не обещайте слишком многого.

1. Не выражайте свою обеспокоенность в присутствии малыша. Ребенок заражается родительскими эмоциями, поэтому и вашу тревогу он обязательно почувствует. Теплый поцелуй от мамы гораздо приятнее, чем ее слезы.

2. Не переживайте, если ваш малыш поначалу будет отказывать от еды и совместных игр. Постепенно он привыкнет к новой обстановке и начнет принимать пищу и взаимодействовать с другими детьми. Возможно, именно в младшей группе садика он найдет друга на всю жизнь.

3. Знакомая вещь поможет малышу легче пережить разлуку с любимой мамой. После того, как вы одели ребенка, выберите игрушку, которую следует взять в детский сад и познакомить с ней других ребят. Эта небольшая уловка отвлечет его внимание и облегчит расставание.

4. Во время адаптационного периода ограничьте посещение парков, детских площадок и других массовых мероприятий. Из-за большого скопления людей ребенок устанет, почувствует себя разбитым. Что может привести к отказу от взаимодействия с новыми людьми.

5. Увеличивайте время нахождения ребенка в детском саду постепенно. Сначала говорите, что заберете его после обеда. Затем объясните, что придете за ним после того, как он поспит и немного поиграет.

6. Если малыш отказывается рассказывать, что делал в садике, обратите внимание на домашнюю возню с любимыми игрушками. В его речи и поведении можно увидеть жесты воспитателя, ситуации, которые ему понравились или, наоборот, разочаровали.

7. В период адаптации недостатки в поведении ребенка могут усилиться. Дома малыш может быть перевозбужденным, упрямым, агрессивным и требовать повышенного внимания. Это нормальный способ снять напряжение, вызванное изменениями в его жизни. Будьте терпеливы.

8. В первые дни вашему малышу будет не хватать материнской любви и ласки. Забирая его из детского сада, обязательно скажите: «Мне тебя очень не хватало» или «Я тебя очень люблю. И пришла с работы как можно скорее, чтобы увидеть тебя и узнать, чему ты сегодня научился». Эти слова помогут избавить ребенка от страха, что мама и папа его больше не любят.

Некоторые дети привыкают к условиям детского сада легко и быстро – за 10-15 дней. У других адаптация в детском саду может занять месяц или два. Если ваш малыш очень сложно вливается в детский коллектив (часто болеет, теряет ранее полученные навыки, испытывает стресс), проконсультируйтесь с психологом или педиатром.

Если ребенок начал вести себя агрессивно, то воспользуйтесь советами психолога Что делать если ребенок дерется .

Надежда Плотникова, специально для deti-burg.ru

style= display:inline-block;width:320px;height:100px
data-ad-client= ca-pub-5408867481523309
data-ad-slot= 4039487537

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Методическая разработка по теме:
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

в период адаптации детей к детскому саду.

первой квалифицированной категории

ГБДОУ № 8 г.Санкт-Петербурга

Кузнецова Наталья Васильевна

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  1. беседы с родителями;
  2. анкетирование;
  3. наблюдение за ребенком;
  4. развивающие игры.

Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в детский сад (Дошкольное образовательное учреждение, ДОУ), фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).

По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

  1. использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
  2. по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;
  3. предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
  4. рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
  5. использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
  6. создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы, на мой взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Источники: http://montessorivlad.ru/page/biblio/soveti/kak_pjdgjtjvitmg_rebenka_k_detskjmu_sadu.html, http://deti-burg.ru/vospitanie-rebenka-2/adaptatsiya-v-detskom-sadu-sovetyi-psihologa, http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/06/17/osobennosti-raboty-vospitatelya-v-period-adaptatsii-detey-k





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения