Адаптация пятиклассников в школе диагностика





Адаптация пятиклассников

Адаптация - естественный процесс привыкания ребенка к жизни в новых условиях, к заметному изменению образа жизни.

Первичная адаптация (первое полугодие 5 класса)

  • Экспресс-диагностика. наблюдение, позволяющее оценить эффективность учебной деятельности, школьных норм, успешности социальных контактов, уровень психологической готовности к школе.
  • Организация методической работы педагогов.
  • Проведение консультаций и просветительской работы с педагогами и родителями.
  • Организация психолого-педагогической поддержки школьников.
  • Организация групповой развивающей работы с детьми для поддержания хорошего физического, психического и психологического состояния.

Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации, обучении (второе полугодие 5 класса)

  • Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики
  • Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
  • Организация педагогической помощи детям, испытывающим затруднения в адаптации.
  • Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении, осуществление психолого-медико-социального сопровождения, подготовка документации для ПМПк

Младший подростковый возраст — 10—11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» — в средней — все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.
Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов — неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Характерные признаки: хронические опоздания школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астенические явления к концу учебного дня, учебной недели. Пути и способы устранения — это правильное распределение умственных и физических нагрузок, соблюдение режима дня.

Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Адаптация пятиклассников

Плакат адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников к школе: диагностика и пути решения

(Средняя оценка: 3 )

Чтобы у ребенка адаптация к средней школе прошла максимально спокойно, легко и без последствий, родители должны подготовить малыша и принимать активное участие в его жизни, помогать и чаще поощрять.

Переход ребенка из начальной школы в среднюю можно назвать своеобразным концом детства и началом взросления. Кроме того, в пятом классе школьника ждет совершенно новая, более тяжелая система обучения: новые дисциплины, больше уроков, новый классный руководитель, возможно, другой класс. В такой период дети очень часто меняются — становятся робкими или развязными, суетливыми, забывчивыми, неорганизованными, у них снижается работоспособность, ухудшается сон и аппетит.

Плохая адаптация к средней школе — в чем причина?

Очень редко бывает такое, что пятиклассник спокойно и очень легко вливается в период взросления и хорошо принимает изменения. Чаще всего этот период сопровождается плохим настроением, изменениями в поведении и даже самочувствии. И чтобы помощь родителей была максимально эффективной, нужно знать, в чем кроется причина плохой адаптации к средней школе и резкой смены поведения. Причин может быть несколько:

  • Появляется необходимость выполнять разные требования со стороны учителей;
  • Поток информации становится большим, возникают незнакомые слова и термины;
  • Значительно повышается внимание и сосредоточенность;
  • Учащаются заболевания;
  • Проявляются нарушения внимания, мышления, памяти, речи т.д.;
  • Возникают нарушения двигательных функций;
  • Дают о себе знать различные эмоциональные расстройства;
  • Обнаруживается нарушение формирования школьных навыков;
  • Отмечается слишком длительное неудовлетворение базовых потребностей ребенка.

Адаптация пятиклассников в школе: диагностика и решение

  • Главное условие социального успеха ребенка в новый период его жизни — это безусловное принятие малыша, несмотря на неудачи, с которыми он может столкнуться или уже столкнулся;
  • Следует помнить, что адаптация пятиклассника в школе, диагностику которой должны проводить как педагоги, так и родители, пройдет более гладко, если родители будут всячески помогать и участвовать в процессе привыкания. Помогайте ребенку освоить материал, добивайтесь, чтобы он досконально понял даже самые мелкие детали;
  • Развивайте внимание, память и мышление школьника, проводите игры на развитие и наблюдательность, решайте головоломки, кроссворды, шарады;
  • Необходимо развивать волю ребенка и приучать к новому режиму дня;
  • Научите пятиклассника в учебных занятиях вырабатывать объективные критерии собственной успешности и неуспешности;
  • Обязательно хвалите школьника за успехи, не только за учебные, за всякие. Не помешает морально стимулировать достижения малыша;
  • Всячески способствуйте развитию у ребенка стремления к самосовершенствованию. Можно начать с полезной привычки хорошо выполнять домашние задания;
  • Но следует помнить, что ребенку нельзя часами сидеть за учебниками. Он нуждается в частых перерывах;
  • Вернувшись из школы, пятиклассник должен спокойно полежать, расслабившись, хотя бы несколько минут. Очень полезно после обеда немного прогуляться на свежем воздухе. Это значительно повысит работоспособность ребенка.

Адаптация пятиклассников к средней школе

Подобные документы

Исследование особенностей процесса социальной адаптации в младшем подростковом возрасте: понятие, сущность, возрастные особенности, трудности. Причины и последствия дезадаптации младших подростков. Диагностика процесса адаптации учащихся 5-х классов.

дипломная работа, добавлен 07.03

Изучение социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы. Психологические основы, исследование адаптации в начале и контрольная диагностика пятиклассников в конце учебного года.

дипломная работа, добавлен 27.07

Исследование адаптации школьников как психолого-педагогической проблемы - характеристика понятий адаптация и дезадаптация . Специфика учебной деятельности и адаптации к школе учащихся начальных классов с учетом особенностей их возраста и психики.

дипломная работа, добавлен 23.10

Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте. Возрастные особенности отрочества. Классификация дезадаптационного поведения. Анализ деятельности психологической службы по профилактике социальной дезадаптации учащихся 5 классов.

курсовая работа, добавлен 28.01

Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию. Признаки неуспешной адаптации. Особенности адаптации в обществе. Знакомство с новым коллективом, контакт с преподавателями. Адаптация к процессу учебы и новым условиям жизни.

реферат, добавлен 11.01

Теоретические исследования адаптации и агрессивности у подростков. Адаптация и дезадаптация как психологические феномены. Факторы развития дезадаптации и проявление агрессивности в подростковом возрасте. Организация и методы исследования проблемы.

курсовая работа, добавлен 18.09

Психологические и анатомо-физиологические особенности младшего школьника. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников. Описание основных методик диагностики школьной дезадаптации. Анализ необходимости взаимодействия школы и семьи.

курсовая работа, добавлен 22.08

Особенности психического развития в младшем школьном возраста. Роль учителей и родителей в адаптации детей к школе. Физиологическая адаптация школьников. Социально-психологические и гигиенические критерии адаптации к школе. Факторы, влияющие на адаптацию.

курсовая работа, добавлен 06.06

Понятие и причины возникновения школьной дезадаптации. Специфика развития личности и ответственности ребенка в младшем школьном возрасте. Исследование взаимосвязи между уровнем сформированности ответственности и степенью школьной дезадаптации ребенка.

дипломная работа, добавлен 25.03

Этапы и уровни социально-психологической и физиологической адаптации учащихся первых классов, их приспособительные возможности. Факторы и критерии школьной дезадаптации. Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития в младшем школьном возрасте.

курсовая работа, добавлен 08.01

Сущность социально-психологической адаптации к школе. Возрастные особенности младших школьников. Школьная дезадаптация: причины, последствия. Эмпирическое исследование адаптации детей к начальной школе в условиях гимназии и общеобразовательной школы.

дипломная работа, добавлен 23.05

Переход ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Кризис 7 лет. Мотивационная сфера младшего школьника. Проблема психосоциальной адаптации к условиям начальной школы. Начало обучения в школе. Основные этапы физиологической адаптации ребенка.

курсовая работа, добавлен 06.10

Социальная адаптация учащихся в начальной школе как педагогическая проблема. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. Развитие знаний, умений, навыков, познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

дипломная работа, добавлен 14.05

Возрастные особенности младших школьников. Условия и пути формирования психологической готовности к переходу в среднее звено у младших школьников. Проблема перехода учащихся в среднюю школу в контексте современной психологической науки и практики.

курсовая работа, добавлен 25.05

Обзор компонентов психологической готовности младших школьников. Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и причины дезадаптации. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.

курсовая работа, добавлен 25.10

Психологические личностные особенности подросткового возраста. Интеллектуальное развитие младших подростков. Проблемы адаптации младших подростков, возникающие при переходе в среднюю школу. Эмпирическое исследование эмоциональных проблем адаптации.

курсовая работа, добавлен 01.11

Адаптация к школе в педагогическом и психологическом контексте. Специфика школьной адаптации первоклассников с неродным русским языком. Психолого-педагогические условия для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников.

курсовая работа, добавлен 12.06

Проблемы адаптации к школе детей с особенностями в развитии. Социально-психологические особенности детей, испытывающих трудности в обучении. Факторы школьной дезадаптации младших школьников. Возможности инклюзивного подхода к образованию в школе.

курсовая работа, добавлен 22.05

Понятие социально-психологической адаптации и проблема дезадаптации в подростковом возрасте. Специфика ценностно-смысловых ориентаций у подростков с девиантным поведением; диагностика смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптации.

дипломная работа, добавлен 05.04

Адаптация детей к школе. Особенности детей с задержкой психического развития. Адаптация к школе детей с задержкой психического развития. Понятие школьной дезадаптации. Основные направления работы с детьми с трудностями в обучении при адаптации к школе.

курсовая работа, добавлен 27.05

Источники: http://www.school1-sozonov.ru/psychologists/127, http://www.medkrug.ru/article/show/adaptacija_pjatiklassnikov_k_shkole_diagnostika_i_puti_reshenija, http://allbest.ru/k-2c0b65635a3bd68b5c53b89421316c27.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением