Адаптация детей средней школе





Меры, способствующие адаптации детей к средней школе.

Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период из жизни школьника. То, что принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом будет зависеть от учителей средней школы, в первую очередь, от классного руководителя.
Несложные рекомендации по содействию учащимся в период их адаптации к средней школе могут пригодиться каждому учителю.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми


1. Дети не знают имен учителей на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

2. Дети не знают по именам новых учеников на первой неделе классному руководителю стоит познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.

3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.

4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.

Меры, способствующие организации работы в классе


1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними или обучиться им).

2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.

3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей


1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. Классному руководителю следует составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
  • здороваться стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука сигнал о вопросе или ответе;
  • постараться исключить опоздания и т.п.;
б) организация учебного процесса:
  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми, между учителем и ребенком:
  • проявлять уважение друг к другу;
  • стараться услышать и понять друг друга;
  • оказывать посильную помощь друг другу;
  • помогать заболевшим ученикам и т.п.

5. Можно провести с детьми беседу о пользе дневника, о требованиях к ведению дневника.

6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников, именах и отчествах их родителей.

7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и др. снимающие основные проблемы общения детей внутри класса).

8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

Е.Г.Коблик «Первый раз – в пятый класс». М. 2003.

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле Обновить , находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.

Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметы, форма обучения, а иногда и одноклассники. Предлагаемая программа психологической работы поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. В первой части книги описаны основные задачи психологической службы в этот период, приведены некоторые диагностические методики. Во второй - изложен подробный сценарий тренинга: игры и упражнения, направленные на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации у детей, создание сплоченного классного коллектива. Книга предназначена для школьных психологов и учителей.

Главы/Параграфы

Часть 1. Основные направления работы психологической службы в период адаптации учащихся к условиям средней школы

На этапе перехода детей из начальной школы в среднее звено психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:

создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).

повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;

адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.

В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни.

Консультативная работа с педагогами и родителями.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих направлений.

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

При обследовании пятиклассников целесообразно учитывать систему психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 классов (Битянова М.Р. 2000) и обращать внимание на следующие аспекты.

Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:

соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);

индивидуальные особенности познавательной деятельности;

умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.

Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними; в-третьих, в какой эмоциональный фон окрашены для него данные отношения.

Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.

Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Даниловой Е.И.), групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Оглавление

Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школе

Цели и содержание программы

Характеристика основных этапов работы

Методы и техники, используемые в программе

Принципы работы тренинговой группы

Занятие 1. Создание группы

Занятие 2. Здравствуй, пятый класс

Занятие 3. Находим друзей

Занятие 4. Узнай свою школу

Занятие 5. Что поможет мне учиться?

Занятие 6. Легко ли быть учеником?

Занятие 7. Чего я боюсь?

Занятия 8—9. Трудно ли быть настоящим учителем?

Занятия 10—11. Конфликт или взаимодействие?

Занятие 12. Работа с негативными переживаниями

Занятие 13. Ставим цели

Приложение1. Тест школьной тревожности Филлипса

Приложение2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Приложение3. О «Групповом интеллектуальном тесте»

Приложение4. Материалы к семинару для учителей пятых классов

Приложение5. Бланк «Мои цели»

Приложение6. Бланк «Солнышко»

Приложение7. Материалы к упражнению «Слушаем внимательно

Приложение8. Символ «Инь-Ян»

Купить книгу Е.Г. Коблик Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе можно на сайте Озон

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Новости психологии

Медиатека

Партнеры

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы

Информационные партнеры


Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru

Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета –Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.

Под словом адаптация понимается приспособление организма к внешним условиям. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, приводящий к дезадаптированности ребенка.

К сожалению, при переходе из начальной в среднюю школу вопросам адаптации уделяется гораздо меньше внимания. А ведь образовательная система в пятом классе ставит перед ребенком не менее трудные задачи, чем в первом: надо приспособится к кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, их личностным особенностям.

Однако еще больше удивление возникает, когда задумываешься о том, в каком состоянии находиться работа по адаптации учащихся к образовательной среде. Складывается впечатление, что только ребенок и должен приспосабливаться к образовательной среде, а она к нему – нет. Сам процесс школьной адаптации, представляющий собой приспособление психики ребенка к условиям и требованиям школьного обучения, в большинстве случаев стихиен: дети сами как – то приспосабливаются друг к другу и к школе!

Пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую стрессовую реакцию организма.

При переходе детей из младшего школьного возраста в подростковый особенно важно усвоение норм и способов взаимоотношений: у ребенка появляется потребность быть субъектом не только учебной деятельности – он стремиться самоутвердиться. Так же формируется потребность быть взрослым. осознавать себя личностью, отличной от других людей.

Представление о себе у младших подростков меняется – они не считают себя детьми и стремятся войти в мир взрослых. Развивается общественная направленность стремлений: подростки хотят найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами.

На смену основному характерному для младшего школьного возраста мотиву учебной деятельности – занимать социальное положение школьника, – в младшем подростковом возрасте приходит еще один важнейший мотив – завоевать определенное положение внутри школьного коллектива. Отношение младшего подростка к учению станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению его положения в коллективе. Потребность занимать новую позицию во взаимоотношениях тесно взаимосвязана с изменением в это время отношения подростка к самому себе. В этот период происходит своеобразный кризис самооценки.

Таким образом, школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения.

Опубликовано на сайте: 24 мая 2013. 1138 просмотров

Источники: http://www.zanimatika.ru/pedagog-psiholog/pervyiy-raz-v-pyatyiy-klass.html, http://childpsy.ru/lib/books/id/22429.php, http://m.b17.ru/article/11803/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения