Адаптация детей социальным факторам





Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья FACTORS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ,
  • ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ,
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ,
  • ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ,
  • FACTORS OF SOCIAL ADAPTATION.
  • SOCIAL ADAPTATION ,
  • CHILDREN WITH DISABILITIES ,
  • EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шутенко Андрей Иванович

В статье описываются результаты исследования процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях специальных школ-интернатов. Успешная адаптация нетипичных детей рассматривается как динамичный процесс их безбарьерного развития в различных сферах социализации. Установлена необходимость усиления адаптационного потенциала детей за счет обеспечения позитивных факторов их жизнедеятельности в условиях образовательной среды. Результаты исследования могут найти применение в деле улучшения социально-педагогических условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с точки зрения их полноценной адаптации в обществе.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Shutenko Andrey Ivanovich

The article describes the results of a study of process of social adaptation of children with disabilities in special boarding schools. Successful adaptation of atypical children is considered as dynamic process of their barrier-free development in various spheres of socialization. Need of strengthening of adaptation potential of children at the expense of providing positive factors of their activity in the conditions of the educational environment was established. Results of research can find application in improvement of social and pedagogical conditions of upbringing and education of children with disabilities from the point of view of their full adaptation in society.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Перспективы науки и образования , Шутенко Андрей Иванович

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шутенко Андрей Иванович Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. 2013. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 26.09).

Шутенко Андрей Иванович Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Перспективы науки и образования (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 26.09).

Шутенко Андрей Иванович (2013). Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы науки и образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шутенко Андрей Иванович Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. 2013. №6 С.141-144.

Шутенко Андрей Иванович Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Перспективы науки и образования (2013).

Шутенко Андрей Иванович (2013). Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы науки и образования

Презентация к докладу по теме «Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья»

Научно-практический семинар «Современные научно-практические подходы к проблеме социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» «Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» педагог-психолог ГБОУ школы-интерната ст. Полтавской Кочорова А.М.

Красноармейский район Социальные показатели муниципального образования (по состоянию на 30.06) Численность постоянного населения: 104 106 чел. в том числе: несовершеннолетних детей – 20 962 чел.; пенсионеров – 30 642 чел.; инвалидов – 8 202 чел. в том числе детей-инвалидов – 299 чел. 70 чел. детей-инвалидов учится в школе-интернате ст. Полтавской

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Показатели успешной адаптации ребенка в социуме: Успешное овладение грамотой, началами математики, наличие сформированных представления о мире, социуме. Способность использовать приобретенные знания в жизни; умения поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Сформированность у ребенка качеств, характеризующих низкий уровень тревожности, благоприятное эмоциональное состояние, адекватную самооценку.

С целью исследования проведен опрос родителей одной из школ Красноармейского района на тему «Отношение родителей к обучению инвалидов в общеобразовательной школе» Опрос проведен анонимно и обобщенно имеет следующие результаты: Из 38 опрошенных родителей: -12 чел. (31%) – положительно, если ребенок не агрессивен и способен к коммуникации; -9 чел. (23%) – положительно, если педагог и дети не будут отвлекаться на этого ребенка; - 7 родителей (18%) – отрицательно.

Психологические и социальные факторы влияющие на адаптацию детей с ОВЗ в обществе: - социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов; - при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо расподается. либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться ; - ведется слабая профессиональная подготовка таких детей ; - трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.). что приводит к изоляции инвалида ;

- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями) ; - сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа “инвалид - бесполезный” и т.п. ) ; - отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

По результатам исследования социологов были определены стереотипы, которые, по мнению экспертов и родителей детей с ограниченными возможностями, широко распространены в обществе по отношению к детям-инвалидам. А именно: • «Дети, имеющие врожденную инвалидность, рождаются в неблагополучных семьях»(26%); • «Дети-инвалиды не могут быть полноправными членами общества, так как ничего не понимают, не могут полноценно общаться с окружающими»(19%); • «Дети-инвалиды – бесперспективные, бесполезные для общества люди, на которых не следует тратить время и средства»(16%); • «Дети-инвалиды опасны, могут быть заразны и должны быть изолированы от общества»(8%).

Результаты опроса населения подтвердили, что основными чувствами, которые россияне испытывают по отношению к инвалидам, являются жалость, сочувствие и сострадание (87%). В обществе распространено или, во всяком случае, декларируется уважение к инвалидам, отношение к ним как к людям, преодолевающим свои физические недостатки (66%). Среди негативных эмоций по отношению к инвалидам ключевую роль играют страх за себя, что такое может произойти в их семье (44%) и неловкость (47%).

Отрицательное отношение общества к детям-инвалидам проявляется в следующем: 1. Распространенное в медицинской практике предложение врачей отказаться родителям от детей, имеющих врожденную инвалидность (в частности – синдром Дауна), объясняя это тем, что «этот ребенок испортит им жизнь, что они смогут родить другого, здорового ребенка»(20%). 2.Существование у родителей детей-инвалидов проблем с трудоустройством, поскольку работодатели не заинтересованы в приеме на работу людей, имеющих такого ребенка, потому что не готовы предоставлять им предусмотренные Трудовым кодексом условия работы(58%).

3. Возникающие конфликты в школе (при инклюзивном обучении) между родителями детей-инвалидов и родителями обычных детей. Когда первым приходится сталкиваться с непониманием, а в некоторых случаях и с враждебным отношением родителей обычных детей, полагающих, что дети-инвалиды должны обучаться отдельно, так как могут навредить их детям (вызывать отторжение своим внешним видом и т.п.)(28%). 4. Дети с ограниченными возможностями в качестве примеров негативного, недоброжелательного к ним отношения называют в первую очередь нападки на них со стороны «здоровых» детей(42%).

Итак, наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы. откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому. чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка –инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать.

На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ. инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: [email protected]

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Тяжелая адаптация (Перемена состояния)

Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается.

Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на 1 — 2 квартала.

Такую форму тяжелой адаптации имеют, как правило, дети старше 1 1/2 лет жизни. В анамнезе у них отмечаются сочетанные вредности с преобладанием факторов, влияющих на функциональную активность коры большого мозга. Это — отягощенные беременность и роды у матерей, приводящие к гипоксии плода и новорожденного разной степени.

Такая форма тяжелой адаптации может наблюдаться у детей при внезапном отрыве от родителей (смерть, болезнь и др.).

Исследования детей в семье показали, что наиболее важными неблагоприятными факторами социального плана оказались:

  1. нарушения возрастного режима;
  • нарушения режима сна, приводящие к трудному засыпанию детей, отсутствию дневного сна и укорочению ночного;
  • нарушения методики кормления, приводящее к срыгиванию и рвоте после приема пищи либо стойкой анорексии;
  • неправильная организация бодрствования ребенка.
  • Эти факторы сохраняют свое значение и для детей, воспитывающихся в домах ребенка. Из факторов, обусловливающих тяжесть и длительность адаптации, необходимо назвать возрастные особенности личности, биологический и социальный анамнез, качество работы с вновь поступившими детьми.

    Четко выявляется различие возрастных особенностей между детьми первой половины 2-го года и 3-го года жизни. Особенно тяжело переносят изменения условий дети от 11 мес жизни до 1 1/2 лет. В этой возрастной группе число детей с легкой адаптацией минимально, что объективно обосновано.

    Подвижность нервных процессов в этом возрасте невелика; это усугубляет трудность перестройки восприятия окружающего. Кроме того, в этом возрасте еще очень несовершенна иммунная система, и это повышает вероятность заболевания. Факторы анамнеза позволяют заранее прогнозировать степень тяжести адаптационного периода, а следовательно, и принимать соответствующие меры для облегчения его у конкретного ребенка.

    Для удобства следует раздельно рассматривать биологические и социальные факторы. Из биологических учитываются употребление матерью алкоголя во время беременности, токсикозы беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности и первых 3 мес жизни.

    Первые два признака определяют кислородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, вторые два в силу нарушения соматического состояния ребенка ослабляют темп функциональной активности всех систем организма. Из социальных факторов анамнеза учитывается общее социальное неблагополучие семьи, а также характер воспитательных воздействий. Наиболее тяжелую адаптацию имеют дети с сочетанием неблагоприятных биологических и социальных факторов.


    Руководство для врачей домов ребёнка ,
    Л.В. Дружинина

    В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно.

    У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

    Болезнь — типичное проявление патологической адаптации.При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного.

    Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются.

    Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.). Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими.

    Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya, http://infourok.ru/prezentaciya-k-dokladu-po-teme-vliyanie-psihologicheskih-i-socialnih-faktorov-na-processi-adaptacii-v-obschestve-detey-s-ogranic-689886.html, http://www.kelechek.ru/rukovodstvo_dlya_vrachey_domov_rebnka/problemy_adaptacii_detey_vospityvauschihsya_/2490.html





    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения