Адаптация детей сирот образовательном учреждении





Программа по социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В поисках своего призвания

Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. Данная программа содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.

Цели программы:
  • формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
  • Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
  • развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.
Эта программа включает четыре раздела:
  1. Правовое воспитание
  2. Коммуникативные навыки
  3. От дружбы до любви
  4. Секреты выбора профессии

Содержание программы

I раздел: “Правовое воспитание”

- формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Раздел II: “Коммуникативные навыки”

Цели: - развитие представления о себе, о своем месте в мире, осознание своей личностной позиции;

- развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности.

Раздел III: “От дружбы до любви”

Цели: - формирование необходимых способностей для создания

собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина.

- формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и жизненных ситуаций.

- формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях.

Раздел IV: “Секреты выбора профессии”

Цель: - формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей.

  1. Бадирова З.А. Козлова А.В. “Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов” М: 2003г.
  2. Маков Ф.С. “Давайте поговорим об “этом” СПб:2003г.
  3. Митина Л.М. “Психологическое сопровождение выбора профессии” М: 2003г.
  4. Никитин А.Р. “Право и политика”
  5. Рогов Е.И. “Психология отношений мужчины и женщины” М: 2002г.
  6. Резепкина Г.В. “Секреты выбора профессии” М: 2003г.
  7. Родлопов В.А. Ступницкая М.А. Кардашина “Я и другие”
  8. Семья Г.В. “Выпускник” М: 1999г.
  9. Чистякова С.Н. “Твоя профессиональная карьера”
  10. Энциклопедия этикета М: 2003г.
  11. Энциклопедия “Выбор профессии” М: 2003г.

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Рузский детский дом»

Здания и сооружения детского дома были построены по индивидуальному проекту в 1964 году и состояли из трех основных корпусов, соединенных переходами, а также хозяйственных построек.

Историю детского дома можно разделить на следующие этапы:

1963 г. – Рузская школа-интернат;

1988 г. – Рузская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

1993 г. – Рузский экспериментальный комплекс в составе Средней школы № 3 и детского дома;

1997 г. – Рузский детский дом.

В 1996 г. был проведен ремонт и частичная реконструкция спального корпуса, который функционирует как основное здание детского дома по настоящее время и включает: блоки жилых помещений, блок медицинских помещений, блок административных и технических помещений. Здание трехэтажное, габаритные размеры здания в плане 67,64х 12,62 м.

В 2000-2001 гг. была отремонтирована половина второго здания, которую также занимает детский дом (вторую половину занимает РГСУ). Этот корпус включает: блоки учебно-вспомогательных помещений и помещений дополнительного образования, актового и тренажерного залов. Здание также трехэтажное.

Два основных корпуса соединены одноэтажным переходом, в котором находятся кухня и столовая детского дома. В 2010 года был произвён ремон на пищеблоке и в обеденном зале.

В настоящее время в детском доме воспитываются 43 ребёнка в возрасте от 4 до 18 лет. Дети проживают в пяти группах: одна дошкольная и четыре разновозрастных для детей школьного возраста.

Педагоги детского дома большое внимание уделяют занятости воспитанников детского дома в свободное от учёбы время.

Для этого в детском доме работают кружки и секции по интересам:

  • столярная мастерская
  • швейная мастерская
  • кулинария
  • изостудия
  • тренажёрный зал
  • компьютерная студия

Ежедневно воспитанники посещают бассейн во дворце водных видов спорта «Руза».

В детском доме работают 53 сотрудника, из них 25 педагогов.

С 2007 г. Рузский детский дом тесно сотрудничает с различными фондами, которые включают детский дом в реализацию разнообразных программ. Например: «Содействие социальной адаптации детей-сирот», «Одаренные дети-сироты», «Семейные формы устройства детей». В рамках одной из этих программ в декабре 2009 г. в детском доме стартовал новый проект «Страна детей», осуществляемый компанией НОУ ППИВ «Искусство тренинга» совместно с педагогами детского дома. Целью данного проекта является создание условий для приобретения подростками социально значимого опыта и развития активной жизненной позиции, социально-личностных компетенций, навыков для конструирования и внедрения социальных проектов в учреждении детского дома и во внешней среде, помогающих самоопределению подростка и повышающих уровень успешности его социальной адаптации. Проект предусматривает как непосредственную работу с детьми, так и методическую подготовку сотрудников детского дома. Реализация Проекта завершилась в марте 2011 г.

С 2008 г. в Рузском детском доме успешно осуществляется работа по семейному устройству детей. Многие педагоги получили теоретическую и методическую подготовку в этой области на стажировках, семинарах и конференциях. Только за один 2009 г. 17 воспитанников детского дома обрели свои семьи, семеро из них переданы под опеку в семьи кровных родственников. В январе 2010 г. в семью ушли еще двое воспитанников, и на пятерых в настоящее время оформляются документы в Отделе опеки. Во многом это стало возможным благодаря целенаправленной работе педагогов детского дома по семейному устройству детей. После определения детей в семьи, как правило, продолжается сотрудничество с семьей: оказывается психолого-педагогическая, социально-педагогическая, юридическая консультативная помощь, организуются встречи приемных семей. Проблема заключается в отсутствии специальной Службы сопровождении, которая бы более целенаправленно и систематически осуществляла эту работу. Тем более, что опыт работы таких служб распространен во многих регионах, и сотрудники детского дома знакомы с ним.

Особенности социально-трудовой адаптации выпускников-сирот на первом рабочем месте 313

Аннотация

Сегодня проблема обеспечения успешной социально - трудовой адаптации выпускников учреждений НПО и СПО из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве одного из важнейшего направления социальной политики. Ее задачей является закрепление адаптантов на рабочих местах при трудоустройстве, формирование у них трудовой мотивации и снижение риска безработицы [1, 2011]. По данным открытых источников только каждый третий выпускник-сирота имеет постоянную работу хотя бы в течение 1,5 лет, которая, чаще всего, либо не соответствует полученному им профессиональному образованию, либо не является квалифицированной. Успешность социально-трудовой адаптации уязвимых категорий молодежи можно отнести и к числу актуальных общемировых проблем, которые специалисты пытаются решить как в рамках своей практики, так и на уровне научных исследований.

Тип: материалы конференции

Ссылка для цитирования

Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. N 06-369 О направлении рекомендаций

Ажнина О. В. Психологические особенности профессионального самоопределения воспитанников учреждений социально-педагогической поддержки. диссертация. кандидата психологических наук. 19.00.07. – М. 2006.

Кливер В. И. Формирование профессионального самоопределения детей – сирот в образовательных учреждениях интернатного типа: диссертация … канд. пед. наук. – Кемерово, 1999.

Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М. Смысл, 2006. – С. 3-63.

Ослон В.Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. – 2011. – №1. – C. 27-37ю

Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2010. – №1. – М. Изд- во МГОУ. – С. 5–11.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/211810/, http://ifdk.com/social_projects/charity/family/ruzskiy_detskiy_dom/, http://psyjournals.ru/childdeprivation/issue/69216.shtml





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения